Ссылки для упрощенного доступа

Почему фермер никак не может разбогатеть (Удмуртия)


Надежда Гладыш: Деревня Лудорвай – почти пригород, 12 километров от Ижевска. Есть в Лудорвае одно на всю округу фермерское хозяйство. Это ферма крупного рогатого скота Татьяны и Леонида Осинцевых. Татьяна – педагог, математик. Леонид в советское время был агрономом на сортоиспытательном участке знаменитого тогда в Удмуртии совхоза-миллионера "Правда". От совхоза, по словам моих собеседников, лишь на бумаге осталось одно общество с ограниченной ответственностью. Вспоминает Татьяна Осинцева:

Татьяна Осинцева: Зоотехник сказала, мы годами сюда элитных коров привозили. У нас такое хозяйство было животноводческое! Нигде в республике такого не было! Самое лучшее. Где оно?! Все уничтожили и так быстро.

Надежда Гладыш: Семья Осинцевых, когда совхоза не стало, начала, по выражению Татьяны, "толкаться", то есть искать возможные способы найти средства для жизни.

Татьяна Осинцева: Когда наступила перестройка, работы как таковой нет. Все равно нужно куда-то на дядьку, на кого-то работать. Мы так потолкались, потолкались, туда-сюда сунулись. И предпринимательством занимались – делали лотки для хлебозавода номер 1. За счет этого выживали. Зарплата там была достаточно приличная. Но настолько тяжелый труд… Зимой, на холоде это мы все делали. У меня дети еще маленькие были, они научились молоточком стучать. Мы прямо печатали эти лотки. Лет 5 мы этим занимались. Это настолько рискованное дело, опасное. Все время на циркулярке приходится работать. Надо чем-то другим заняться.

Надежда Гладыш: Надо сказать, что сама Татьяна и Леонид, оба деревенские. Татьяна выросла в семье своей тетки в Лудорвае, Леонид – из неподалеку расположенной деревни Шудья. Места здесь были заселены удмуртами. Это сейчас, говорит Татьяна, население стало "разношерстным", и дети вырастают обрусевшими. Оба - и муж, и жена - к сельскому труду привычны. А главное мужчина в доме – надежный.

Все-таки по специальности он агроном.

Татьяна Осинцева: Агроном, да.

Надежда Гладыш: И растения ему как бы ближе.

Татьяна Осинцева: Ну, да. Он, вообще-то, в хозяйстве человек такой… Он все знает. Он и сварщик, и шофер, и животновод. В этом отношении мне повезло. По характеру он очень выдержанный, спокойный. С ним можно дела делать. Надежный.

Надежда Гладыш: Завели Осинцевы поначалу восемь коров. Двадцать с лишним гектаров земельных паев засеяли многолетними травами. При усадьбе большой огород, соток пятьдесят. Здесь выращивают картофель и корнеплоды. Есть небольшой парк сельхозтехники. Кредитами Осинцевы никогда не пользовались. Почему? Отвечает глава фермерского хозяйства Леонид Осинцев.

Леонид Осинцев: Я обратился в Минсельхоз, как мы с ней задумали свое хозяйство развить. Там были какие-то две женщины. Они сразу в штыки восприняли. Просто я хотел там, может быть, 50 тысяч просил тогда. Там как раз намечалась техника. Мне немножечко не хватало денег. А там сразу эти женщины сказали – вначале покажите, докажите, что вы сможете, а потом получите денежки.

Надежда Гладыш: Главное для сельского хозяина – наладить сбыт, выйти на глубокую переработку. Здесь тоже не всё гладко.

Татьяна Осинцева: Вообще-то, хотели мы перерабатывать. Мы даже договаривались купить такой небольшой молокоразливочный агрегат. А потом мы переговорили с соседним совхозом. Там говорят – вы замучаетесь. Там настолько структура коррумпированная. Вот молокозавод, видимо, все взял в свои руки, и мы сколько пытаемся своей цех запустить, только-только парное молоко начинаем заливать или, допустим, пастеризуем до 80, начинают брать, и обязательно какие-то бактерии там находят. Ну, не может их быть. Мы все сделали. Не дают нам денег запустить. И на сегодняшний день они эту линию не запустили. Не работает у них этот цех.

Надежда Гладыш: Поэтому Осинцевы продают разливное молоко в нескольких точках в Ижевске и сено в тюках

Леонид Осинцев: Для скотины мы набираем, сколько надо, скашиваем и закладываем. Плюс дополнительно, что остается, мы продаем это. Вот сейчас идет хорошо пока сено в таких маленьких тюках в город. Татары очень хорошо берут.

Надежда Гладыш: Они держат скотину.

Леонид Осинцев: Да, да. Летом от этого тоже есть прибыль.

Надежда Гладыш: Начнется страда, и вы там будете сутками?

Леонид Осинцев: Это так. Уже начиная с июня месяца до августа месяца все в поле.

XS
SM
MD
LG