Ссылки для упрощенного доступа

"Oшская резня": при чем тут Россия?


Илья Мильштейн
Илья Мильштейн
Читаешь и глазам не веришь: российских солдат зовут в Киргизию, а федеральная власть медлит. Временное правительство в Бишкеке буквально умоляет Кремль ввести войска, а президент Медведев, выдержав паузу, отвечает через пресс-секретаря: пока не можем. А если когда-нибудь сможем, то исключительно в рамках ОДКБ и только в соответствии с уставом ООН. Наконец, вняв мольбам, Россия перебрасывает в Киргизию усиленный батальон 31-й десантно-штурмовой бригады ВДВ, но вовсе не для наведения порядка в Оше и Джелал-Абаде. А "для обеспечения безопасности российских военнослужащих и членов их семей". То есть подальше от тех мест, где льется кровь и киргизы с узбеками убивают друг друга.

Странно, правда? Имперская отзывчивость была отличительной чертой дореволюционной внешней политики России. Интернациональный долг являлся священным для внешней политики советской. Танк в качестве средства передвижения – самым популярным транспортом, если друг, как писали в газетах, звал на помощь.

Конечно, эпоха, наступившая после крупнейшей геополитической катастрофы ХХ века, заметно снизила мобильность ограниченных контингентов. Но не до такой же степени, чтобы уж совсем никуда нельзя было эдак по-дружески заехать. И когда "американский ставленник" на Кавказе проводил в Цхинвали операцию "геноцид", никому в Москве и в голову не приходило интересоваться мнением бывшей Лиги наций. Не говоря про какое-то там ОДКБ. Так защитили южных осетин, что едва не взяли Тбилиси.

В общем, о причинах нынешней сдержанности можно лишь гадать. Есть точка зрения, что последняя революция, свергнувшая президента Бакиева, была спланирована в Кремле, а при таких обстоятельствах еще и вводить войска как-то неловко. Да и в замысел это не входило. Кроме того, мировой опыт показывает, что эффективны и недороги сегодня только краткосрочные войны – как в Грузии. А длительная оккупация, вне зависимости от согласия или несогласия ООН, дело весьма дорогостоящее, что при нынешнем состоянии экономики Россия просто не может себе позволить. При этом разделить ответственность с другими членами ОДКБ Москве не удастся. Хотя бы потому, что никто из союзников не желает воевать в Киргизии, а Лукашенко и вовсе называет новую власть в Бишкеке нелегитимной и с удовольствием принимает у себя дорогого гостя – свергнутого президента Бакиева.

Так заколдованный этот круг обретает некоторую завершенность. Согласно всем устоявшимся традициям, войска вводить нужно, но – рискованно и затратно. Между тем люди в Киргизии гибнут ежедневно, и в криках отчаяния, которые доносятся оттуда, уже различимы проклятия в адрес России. Поневоле вспомнишь времена нерушимого Союза и трагедию 20-летней давности, "Ошскую резню", начавшуюся после киргизо-узбекских дискуссий насчет принадлежности земли колхоза им. Ленина и кончившуюся лишь после ввода регулярных советских войск. Тогда в ходе межнациональных разборок только по официальным данным погибло около 300 человек. По неофициальным – в несколько раз больше. Сегодня цифры уже сопоставимы, и нет ни малейших гарантий того, что слабая, децентрализованная киргизская власть сможет самостоятельно навести порядок в своем доме.
XS
SM
MD
LG