Ссылки для упрощенного доступа

Странные сближения


Петербург – город поэтический. Его создатель мыслил не столько категориями практической необходимости, сколько образами – так с тех пор и повелось. Но была, была у колыбели Петербурга своя фея Карабос, которой не досталась золотая тарелка, - в ее роли выступил всем известный очернитель и клеветник Астольф де Кюстин, мстительно пересчитавший клопов, притаившихся за античными колоннадами новорожденного города и тем заметно поубавивший поэзии, растворенной в невской воде.

Оно, конечно, так сразу поэзию не убьешь, иначе не возникли бы вдруг на стогнах града гигантские билборды с портретами Матвиенко в петровских кудрях и латах и надписью "Гублю тебя, Петра творенье!" - чтобы, конечно, тотчас кануть в небытие. Иначе не возникла бы здесь идея газпромовской башни как метафоры властной вертикали, а следом – как ее развитие – 65-метровый фаллос, нарисованный на поднявшемся ночном пролете Литейного моста аккурат в канун экономического форума.

То есть поэзия еще жива, причем настолько, что не стоило бы проводить в здешних зыбких местах таких конкретных мероприятий, как упомянутый форум – потому-то, видно, и назвали его в Financial Times грезами на болоте.

Конечно, кому-то может показаться, что там обсуждались серьезные вещи, доклад президента, например, и подписывались разные важные соглашения и контракты. Но могло показаться и другое – что больше всего в кулуарах обсуждали очередной скандал – сорвавшуюся вечеринку "Русского пионера" в Михайловском театре, или как поссорились Ксения Анатольевна и Владимир Абрамович.

За неделю до форума Ксения Собчак представила в Петербурге свою книгу – энциклопедию лохов, где причислила к одной из их разновидностей и владельца крепостного Михайловского балета Владимира Кехмана. Между прочим, ничего ужасного она, по-моему, не сказала – заметила только, что лохом становятся тогда, когда рвутся на сцену бескорыстно, и живописала выход г-на Кехмана в балете "Чиполлино" в роли принца Лимона, да еще как он в далеком 95-м на приеме в "Европейской" на правах организатора мероприятия спел перед лицом изумленного Хосе Каррераса.

Кехман страшно обиделся и заявил, что вечер "Русского пионера" на его территории возможен только без Ксении Собчак. А в "Русском пионере" решили своих не сдавать и перенести празднование второй годовщины прохоровского журнала в Москву.

Вот, собственно, и весь сюжет. Но если кто-то подумает, что место ему в светской хронике, то он сильно ошибется. Ибо поэтическая рифма с прошлогодним скандалом очевидна: в прошлом году олигарх Прохоров праздновал годовщину своего Пионера на крейсере "Аврора", и лихие прыжки гостей с боевого корабля в Неву стоили Военно-морскому флоту этого самого корабля, отправленного в музейную ссылку. В этом году игрище спряталось было от лишних глаз во дворике Михайловского театра – но снова выплеснулось скандалом, словно его вытолкнуло из укрытия эхо выстрела обесчещенной "Авроры".

Зря коммунисты с каменными лицами стояли на часах у падшего крейсера, чтобы помешать ему пасть во второй раз – в них единственных поэзия отсутствовала начисто. Я вот думаю, не примутся ли они на будущий год охранять от поругания Михайловский театр, поскольку искусство ведь тоже принадлежит революционному народу.

Ну, да Бог с ними. Поскольку речь идет о поэзии, не могу не вспомнить напоследок Михайло Ломоносова, определявшего ее как сближение "далековатых понятий". Как многие поэты, он не ведал, где его слово отзовется. Изгнание Ксении Собчак из Михайловского театра – не первое изгнание, произведенное Владимиром Кехманом из своего личного храма искусств. Около двух лет назад из театра был изгнан Александр Сокуров, уже заканчивавший постановку оперы "Орестея", - якобы из-за дороговизны спектакля, но режиссер не сомневался, что настоящей причиной стала его подпись под открытым письмом интеллигенции против градостроительных безобразий хозяев города.

Сокуров и Ксения Собчак – из разряда странных сближений, но уж такова природа здешней жизни, настолько поэтической, что любое явление, чем-то не угодившее главным режиссерам, с одинаковой силой выталкивается из болота – производя, правда, несколько разный звук.

А "Русский пионер" на берега Невы еще вернется, не переживайте! Ибо театры и боевые корабли у нас еще не перевелись.
XS
SM
MD
LG