Ссылки для упрощенного доступа

Владимир Кара-Мурза - о правах человека на Северном Кавказе


Очередная спецоперация в Дагестане
Очередная спецоперация в Дагестане
Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) во вторник, 22 июня, одобрила резолюцию о положении с правами человека на Северном Кавказе. В документе отмечается, что ситуация в регионе, особенно в Чечне, Ингушетии и Дагестане, остается "наиболее серьезной и чувствительной" на всем пространстве, на котором действуют полномочия Совета Европы. В резолюции подчеркивается, в частности, что власти Чечни поддерживают в республике "атмосферу страха".

Владимир Кара-Мурза: Центральной темой заседания Парламентской ассамблеи Совета Европы в Страсбурге, прошедшего во вторник, стало нарушение прав человека на Северном Кавказе. С докладом о ситуации с правами человека в Дагестане, Чечне и Ингушетии выступил депутат ПАСЕ Дик Марти. Доклад был подготовлен на основании поездок швейцарского парламентария по кавказским республикам, весной он посетил Ингушетию, Дагестан и Чечню. В своем докладе он написал о пытках, беззаконии и исчезновении людей в этом регионе. Неприятное впечатление произвела на него и встреча с президентом Чеченской республики Рамзаном Кадыровым. В первоначальной версии доклада политический режим в Чечне Марти даже охарактеризовал как "культ личности". Позднее по просьбе российской стороны формулировку изменили на "персонализацию власти". Дик Марти обращает внимание на то, что безнаказанными остаются убийства правозащитников и журналистов Анны Политковской, Натальи Эстемировой, Станислава Маркелова, Магомеда Евлоева, Макшарипа Аушева. Несмотря на жесткий стиль доклада и резолюций, впервые за 14 лет российская делегация решила принять ее без возражений. Российские парламентарии посчитали доклад Дика Марти объективным. По итогам обсуждения члены ПАСЕ единогласно приняли резолюцию. О том, насколько объективен доклад Парламентской ассамблеи Совета Европы о правах человека на Северном Кавказе, мы сегодня говорим с сотрудником правозащитной организации "Правовая инициатива" по России Варварой Пахоменко. Удивило ли вас то, что российская делегация впервые за полтора десятилетия без возражений проголосовала за доклад ПАСЕ?

Варвара Пахоменко: Не совсем без возражений. Для начала представители российской делегации выступили, что после долгой
Что себе выторговала Россия, согласившись вот так принять этот доклад? Может быть то, что не будет так публично обсуждаться доклад ПАСЕ о российско-грузинском конфликте?
совместной работы были внесены некоторые изменения в этот доклад. Но по факту оказалось, что изменения очень символические. То, о чем вы сказали, изменение названия "культ личности" на то, что власть одного человека есть. Но по сути дела в остальном он был принят. И во многом, да – это, конечно, удивило. Потому что тема Северного Кавказа для российских властей всегда была проблемной, болезненной, на которую реагировали очень остро. Почему это произошло? Вот здесь, наверное, можно рассуждать о разных причинах. Отчасти скорее всего имеют место какие-то внутренние процессы, которые сейчас идут в России в отношении Северного Кавказа. С прошлого года, может быть даже с конца 2008 года, когда появился новый президент в Ингушетии Юнус-Бек Евкуров, и позже, когда начались какие-то активные действия российских властей на Северном Кавказе, создание нового федерального округа, попытка нового представителя России на Кавказе Хлопонина говорить о том, что сейчас будет проводиться новая экономическая, социальная политика по региону, видимо, появилось осознание, что от Кавказа нельзя просто так отмахиваться, нельзя просто так давать денег, надо чем-то заниматься. Хочется верить, что отчасти это согласие с тем, что да, есть нарушения прав человека – это часть этой политики.
Но, вероятно, есть и другое – это политическая игра, которая всегда присутствует. Что будет ценой, что ставка в этой игре, пока судить сложно. То есть, что себе выторговала Россия, согласившись вот так принять этот доклад? Может быть то, что не будет так публично обсуждаться доклад ПАСЕ о российско-грузинском конфликте? Или может быть то, что в дальнейшем ПАСЕ не будет обращать внимание на другие проблемы с нарушением прав человека в России? Вот сейчас, хорошо, самое яркое, то, о чем говорили – Северный Кавказ, давайте это обсудим, все остальное трогать не будем. Посмотрим.

Владимир Кара-Мурза: Президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров, выступая на сессии ПАСЕ, с оговорками поддержал докладчика.

Юнус-Бек Евкуров: Поддерживая основные положения доклада Дика Марти о ситуации с нарушениями прав человека в Северокавказском регионе Российской Федерации, хочу сказать, что было бы правильно сравнивать ситуацию на Северном Кавказе не с тем, как обстоит дело в более благополучных регионах Европы, а с тем, что было на Кавказе три-четыре года назад. Несмотря на то, что Дик Марти в своем докладе это осветил. Важно рассматривать положение дел в динамике, стимулируя при этом процесс позитивных изменений. Сегодня любой, кто побывает в нашей республике или у наших соседей, не может не согласиться с тем, что ситуация изменилась радикально к лучшему. Я как президент республики, так же, как руководители северокавказских республик, больше чем кто-либо заинтересован в том, чтобы в наших республиках был порядок, и было бы странно отрицать это. И мы больше чем кто-либо беспокоимся об этом. Но мы живем там на месте, мы дышим этой ситуацией.


Полный текст программы "Грани времени" появится на сайте в ближайшее время.

Материалы по теме

XS
SM
MD
LG