Ссылки для упрощенного доступа

Журналист Борис Богданов – о полуфиналах чемпионата мира по футболу


Болельщики сборной Бразилии опечалены - их команда выбыла из борьбы за титул чемпиона мира.
Болельщики сборной Бразилии опечалены - их команда выбыла из борьбы за титул чемпиона мира.
6 и 7 июля на чемпионате мира по футболу в ЮАР пройдут полуфинальные матчи Голландия – Уругвай и Германия – Испания. Эксперты обращают внимание на то, что в четвертьфинале потерпели поражение три латиноамериканские сборные из четырех, дошедших до этой стадии турнира, причем все они проиграли европейским командам.

В групповых матчах и в одной восьмой финала латиноамериканцы, между тем, выступали исключительно удачно. Почему триумф обернулся почти провалом? Об этом говорит обозреватель газеты "Спорт-Экспресс" Борис Богданов, который только что вернулся в Москву из Йоханнесбурга.

– Может быть, они слишком рано поверили в то, что они лучшие, что этот чемпионат – их чемпионат. Бразильцы, на мой взгляд, довольно долго играли не в полную силу. А когда спохватились, было уже поздно, мне кажется. Аргентинцы просто напоролись на немцев. А немцы сейчас очень здорово готовы. Видимо, очень хорошо подготовились именно к этому матчу.

– Есть смысл предъявлять претензии к тренеру Марадоне?

– Нельзя сказать, что он допустил какие-то кардинальные ошибки. Играли лучшие, старались. Не думаю, что Марадона в этом поражении виноват. Хотя тренеры нормальные всегда говорят: "Если мы проиграли, виноват я". Возможно, он тоже так скажет.

– Кто ваши фавориты в полуфиналах?

– Теперь уже очень трудно что-либо сказать, столько всяких неожиданностей... Формально, наверное, голландцы, с одной стороны. Хотя кто же поручится теперь, что и голландцы не уступят Уругваю? А в другой паре ничего не берусь предсказать, потому что Испания и Германия – очень хорошие команды, хорошо знающие друг друга. Немцы выглядят очень мощно. С другой стороны, сербы же их обыграли.

– Сборная Голландии не потеряла пока ни одного очка на пути к полуфиналу. И у немцев, и у испанцев есть потери. Обе эти команды проиграли по матчу на старте турнира. Мы говорили с вами о том, что тренеры прекрасно знают друг друга. Сложно преподнести для соперника неожиданности. Это относится и к полуфиналам? Удастся ли, скажем, в матче Испания – Германия Висенте дель Боске чем-то удивить Йоахима Лева? Или это невозможно в принципе?

– Маловероятно. Зная немецкую обстоятельность, как тот же Лев готовится к матчам, я думаю, что он настолько все изучит, что испанцам предпринять надо какой-то совершенно гениальный ход, чтобы чем-то их удивить.

– Испанцам хватит мощности в атаке, чтобы преодолеть немецкую оборону?
Страны, где государства позволяют себе вмешиваться в деятельность национальной футбольной федерации, могут очень сильно пострадать. К ним могут быть применены санкции

– В принципе – да. Вилья в отличной форме. Торрес пока бледно выглядит. Почему-то дель Боске все время ставит его с первых минут, а потом меняет на Фабрегаса. Может быть, возможен такой ход: поставить на этот раз Фабрегаса, а Торреса придержать. В принципе, у испанцев могут забивать не только нападающие. Есть еще Хави, есть Иньеста. Так что, я думаю, они найдут ходы, чтобы как-то взломать немецкую оборону.

– Этот чемпионат поставил рекорд по числу незабитых пенальти. Чем вы это объясняете?

– Разными обстоятельствами. Мне кажется, если брать самый, наверное, драматический момент, когда пенальти не забил Гьян на последних секундах матча Ганы с Уругваем, он просто, подходя к мячу, подумал, что мяч уже забит, и они прошли дальше. А этого – любой футбольный профессионал вам скажет – ни в коем случае делать нельзя. Ганцы уже радовались, уругвайцы были в шоке – а Гьян попал в перекладину. Его товарищи послематчевые пенальти били откровенно плохо. Возможно, они их толком и не тренировали. Два промаха ганцев были просто из разряда слишком уж дерзких. В остальных случаях... Кто-то понадеялся на себя, не сладил с нервами... Мы знаем много случаев в истории чемпионата мира, когда пенальти не забивали великие игроки – Зико, например, или Платини.

– Любое крупное соревнование сопровождается общественно-политическим "шумом". Хватает его и вокруг чемпионата мира по футболу. ФИФА жестко повела себя в случаях с футбольными федерациями или правительствами Нигерии и Франции. Это специальная политика международной футбольной федерации, которая ограждает национальные федерации от политического вмешательства и политического давления?

– Да, это политика, которую ФИФА последовательно проводит уже много лет. Страны, где государства позволяют себе вмешиваться в деятельность национальной футбольной федерации, могут очень сильно пострадать. К ним могут быть применены санкции вплоть до отстранения от всех соревнований, проводящихся под эгидой ФИФА, то есть фактически исключения из международной футбольной семьи на какое-то время. Такие случаи были. Не так давно была такая история с Сальвадором. Сальвадорским властям пришлось несколько пересмотреть свои отношения со своей национальной федерацией, и тогда ФИФА восстановила членство этой федерации. Такая же история была, насколько я помню, с Польшей несколько лет назад.

– Нигерии и Франции хватит одного окрика со стороны ФИФА? Или история будет развиваться, как вы считаете?

– Франции-то, я думаю, точно этого хватит. Там люди разумные. Франции выпасть из мирового футбола даже на какой-то срок, пусть даже и небольшой, – это непозволительно. Нигерия... Африканцы – люди более непредсказуемые. Надеюсь, что все-таки у их правительства тоже хватит ума не встать в позу и как-то сгладить этот конфликт.

– В первые дни чемпионата много было разговоров о том, сможет ли ЮАР хорошо организовать этот турнир. Потом все увлеклись игрой и об организации чемпионата стали говорить все меньше. Как вы сейчас оцениваете эту сторону дела – удался ли Южной Африке чемпионат мира?

– Какие-то мелкие проблемы возникают всегда и везде, но в целом каких-то больших организационных накладок я не припомню. В общем, все, что положено, они делают. Они же это делают не только сами. В страну, которая проводит чемпионат мира, заранее направляются представители ФИФА, которые работают с местным оргкомитетом, которые следят, чтобы все требования ФИФА выполнялись, подсказывают, как это сделать, помогают в чем-то. Это огромный и очень сложный механизм, который налажен уже давно. Думаю, что в любой стране, которой отдали чемпионат мира, он должен работать. И больших срывов никто и никогда не допустит.

– Сопоставим ли по уровню организации этот турнир, скажем, с предыдущим чемпионатом мира, который проходил в Германии?

– Я думаю – да. Хотя надо сделать поправку, что у немцев все-таки уровень организованности во всем выше, чем у кого бы то ни было. Поэтому, конечно, там все было практически идеально. Я был и на том чемпионате, и на этом – разницы, честно говоря, не заметил.

– Сейчас в Южной Африке зима. Комментаторы часто говорят о том, что это прекрасные погодные условия для футболистов – 16-17 градусов. В то же время кто-то говорит, что это может быть и причиной травм, потому что холодновато на скамейке запасных. Игроки и тренеры сидят там иногда в тулупах или каких-то прорезиненных плащах.

– В любом случае, мне кажется, это лучше, чем играть в жару, как на предыдущих чемпионатах мира, в той же Корее и Японии, например. Была дикая жара. Дневные матчи проходили в очень тяжелых условиях. Что касается опасности травм из-за холода – большинство команд, большинство игроков привыкли играть в таких условиях. Потому что в Европе играют и осенью, и зимой, и весной. Существуют методы, при которых травм можно избежать, несмотря на холод. Я думаю, что прохлада – это лучше для игроков. Для зрителей, может быть, нет, потому что люди мерзнут.
XS
SM
MD
LG