Ссылки для упрощенного доступа

Смерть юриста Сергея Магнитского и офицер Павел Карпов


Ирина Лагунина: Следователь Павел Карпов обвинил в клевете главу инвестиционного фонда Hermitage Уильяма Браудера и главу юридической фирмы Firestone Duncan Джеймисона Файерстоуна. Заявление следователя в Генпрокуратуру – это ответ на то, что Браудер и Файерстоун с момента заключения в СИЗО адвоката Hermitage Сергея Магнитского, и особенно после смерти Магнитского в ноябре прошлого года, неоднократно говорили о том, что Павел Карпов, в числе других сотрудников МВД участвовал в схеме, приведшей к краже трех компаний, принадлежащих ранее Hermitage, и к изъятию из российского бюджета 230 миллионов долларов. О подробностях нынешних взаимных обвинений между следователем и когда-то крупнейшим в России инвестиционным фондом рассказывает Марьяна Торочешникова.

Марьяна Торочешникова: Практически одновременно с сообщениями о заявлении майора Карпова на имя Генпрокурора в интернете появился второй фильм из серии "Каста неприкасаемых", главным героем которого стал Павел Карпов.

" В то время, когда Сергей Магнитский мучительно умирал в тюрьме, майор Карпов вел роскошный образ жизни, не сопоставимый с его месячной зарплатой 535 долларов. Помимо развлечений майор Карпов не забывал о более серьезных вещах. По данным департамента муниципального жилья, в ноябре 2008 года мать майора Карпова пенсионерка Надежда Федоровна приобрела квартиру в элитном московском комплексе "Шуваловский" рядом с метро "Университет". Рыночная стоимость стометровой квартиры составила 930 тысяч долларов. Чтобы позволить себе такую квартиру, майору Карпову с его официальной зарплатой потребовалось бы 145 лет.
Сам майор Карпов приобрел новенький "Мерседес-Бенц" Е-280 комплектации "люкс" за 72601 доллар. Но и это не все. Поистине настоящей любовью Карпова являются автомобили "Порше", поэтому сейчас его можно увидеть выезжающим на милицейские задания на новеньком "Порше Кайен", розничная цена этого автомобиля 126300 долларов. С момента хищения денег у сограждан благосостояние семьи Карпова увеличилось как минимум на 1,3 миллиона долларов".

Марьяна Торочешникова: Это был фрагмент из фильма "Каста неприкасаемых".

Ирина Лагунина: Рассказывала Марьяна Торочешникова. Мы беседуем с Джеймисоном Файерстоуном, главой аудиторской фирмы Firestone Duncan, которого следователь Карпов обвиняет в клевете. А на самом деле, почему вы утверждаете, что Карпов связан с делом Магнитского?

Джеймисон Файерстоун: Карпов был связан множественными нитями с делом Магнитского. Но давайте я буду говорить о самом главном. Убийство Магнитского было убийством свидетеля, чтобы скрыть преступление. Так что лучше начать с самого преступления. Оно состояло в том, что из российского бюджета были украдены 230 миллионов долларов. А для того, чтобы украсть эти деньги, они должны были украсть три принадлежавшие Hermitage Capital компании, которые заплатили налоги на эту сумму. Они должны были их украсть, чтобы потом потребовать вернуть эти деньги. Павел Карпов – это тот самый человек, который возбудил дутое уголовное дело, которое, однако, позволило провести обыски в моем офисе. Он работал в паре с Артемом Кузнецовым. Именно Кузнецов пришел в мой офис и украл все документы, которые были необходимы для совершения преступления. А затем отдал их Карпову. Так что все документы и все печати находились у Карпова в момент совершения преступления. Именно в это время – неизвестно каким образом – ранее осужденный за преступление Виктор Маркелов стал владельцем компаний, документы и печати от которых находились у Павла Карпова. Потом, правда, выяснилось, что Виктор Маркелов, Артем Кузнецов и Павел Карпов проходили по одному и тому же делу за год до этого, так что они прекрасно друг друга знали. Вот – это первый пример участия Карпова во всем этом деле.

Ирина Лагунина: Какие у вас есть доказательства того, что документы находились именно у Карпова?

Джеймисон Файерстоун: Они официально находились у Карпова. Кузнецов дал нам расписку о том, что он изъял у нас документы и печати, и вот куда он их направляет, вот где они будут храниться. Так что вопрос о том, где они были, даже не стоит. И никто никогда не расследовал, как эти документы попали от Карпова к Маркелову. То есть, понятно, как они попали, повторяю, эти люди были хорошо знакомы. Но просто официального расследования не проводилось. Это – первый пример. А второй момент его участия во всем этом даже еще хуже, потому что приводит к убийству. Адвокаты Hermitage Capital сообщили о краже трех компаний в декабре 2007 года. Именно тогда из бюджета России были украдены миллионы долларов. А 5 февраля 2008 генеральная прокуратура открыла дело о том, кто украл эти компании. Как вы понимаете, уголовное расследование этой кражи угрожает Кузнецову и Карпову. Так что делает Карпов? Карпов с двумя сотрудниками ФСБ и двумя подчиненными Кузнецова садится на самолет и летит в Калмыкию. И в течение одного дня они открывают старые расследования, когда-то проводившиеся против Hermitage, чтобы проверить, все ли налоги уплачены. Кстати, тогда было доказано, что Hermitage заплатил все налоги, и дела были закрыты именно по этой причине. Так вот, за этот один день Карпов вновь открывает эти дела, привлекает человека, представляющего интересы Hermitage, сначала как свидетеля, потом как подозреваемого, а потом и обвинения ему предъявляет. Это все делается в один день. А затем он переводит дело в Москву под свой контроль. Проходит 8 месяцев. Магнитский дает показания о том, что Кузнецов и Карпов принимали участие в хищении компаний и денег. И что происходит? Через три недели после этих показаний Магнитского сотрудник МВД Олег Луганов, сейчас он работает в прокуратуре, решает назначить Артема Кузнецова вести эти дело.

Ирина Лагунина: Я понимаю, что разобраться в этом хитросплетении – особенно вот так, на слух, довольно сложно. Давайте еще раз пройдем по пунктам.

Джеймисон Файерстоун: Есть дело, которое было вновь открыто Павлом Карповым и подчиненными Кузнецова. Оно было открыто для того, чтобы отомстить руководству Hermitage Capital за жалобу на кражу компаний. Это дело пролежало открытым 8 месяцев. И вот Магнитский дает показания против двух офицеров МВД. В тот же момент они назначают одного из этих двух вести дело против Hermitage, а через 12 дней они арестовывают Магнитского. Так что Магнитский был арестован, содержался в изоляции и был убит в результате того уголовного дела, которое открыл лично Павел Карпов. Так что Павел Карпов – ключевая фигура и в пропаже денег и в смерти Сергея Магнитского.

Ирина Лагунина: Но вот сейчас следователь Павел Карпов написал в генеральную прокуратуру России заявление, в котором обвиняет вас и руководителя фонда Hermitage Уильяма Браудера в клевете и заведомо ложном доносе. Я понимаю, что речь идет не о всем том, что вы говорили в многочисленных интервью после смерти Магнитского, а в том, что вы рассказали в двух видеороликах под общим названием "Каста неприкасаемых", размещенных в youtube. Первая часть рассказывает о подполковнике Артеме Кузнецове (http://www.youtube.com/watch?v=y0QYb2b6yR8), вторая – о майоре Павле Карпов (http://www.youtube.com/watch?v=sX3jScOlIA0). В заявлении говорится, что вы, используя свои финансовые возможности, развернули против него клеветническую кампанию в средствах информации.

Джеймисон Файерстоун: Я бы не рассматривал это заявление Карпова как его личную жалобу. Это жалоба всей криминальной группы. А в ней никто не выступает с самостоятельными решениями. Все решения – это результат продуманной совместной стратегии. А стратегия состоит в следующем: вот, в интернете появились видеофильмы, которые разоблачают ваше поведение. Теперь все могут увидеть, что у вас в кармане миллионы долларов, что эти деньги появились у вас в тот момент, когда были украдены компании Hermitage, что никогда бы в жизни вы их на своей работе не заработали. Более того, деньги у вас появились именно в тот момент, когда Магнитский давал против вас показания. Так что делать? Какую стратегию избрать? А стратегия проста. Давайте отвлекать внимание. Давайте напишем жалобу от имени Павла Карпова. Давайте потребуем расследования, что Hermitage очерняет нашу репутацию. Но репутация уж какая есть. Достаточно посмотреть, что эти люди сделали.

Ирина Лагунина: Когда мы с вами последний раз говорили, президент Медведев распорядился проверить, что происходит в российской Федеральной службе исполнения наказаний. Были уволены или переведены на другие должности около 20 человек. Но все это, по вашему мнению тогда, не имело ничего общего с делом Магнитского. Любопытно, что сейчас, когда дело опять на слуху и в центре внимания прессы, большинство пишут о том, что Магнитский скончался в СИЗО от сердечной недостаточности, то есть дают официальную версию. Так что, расследование дела Магнитского полностью остановлено?

Джеймисон Файерстоун: Я думаю, что дело остановлено, что эти люди прилагают все усилия к тому, чтобы никакого развития не было. Но на прошлой неделе произошло интересное событие. Глава Московской хельсинкской группы Людмила Алексеева направила жалобу в Генеральную прокуратуру и описала все так, как было: что Магнитский был незаконно арестован, а потом его систематически подвергал пыткам следователь Сильченко, и в результате Магнитский умер. В ответ следственное управление заявило, что расследовать это дело не собирается. Последовала бурная общественная реакция, Адвокатская палата Москвы потребовала от Генпрокуратуры расследовать дело преследования сотрудников Hermitage и заявила, что отказ в возбуждении дело незаконен. И уже через день глава следственного комитета Александр Бастрыкин отменил предыдущее решение и заявил, что нет, дело будет расследовано.

Ирина Лагунина: Мы беседовали с главой аудиторской фирмы Firestone Duncan Джеймисоном Файерстоуном.
XS
SM
MD
LG