Ссылки для упрощенного доступа

Мелкому бизнесу сняли статью


Конституционный суд России встал на сторону мелкого бизнеса.
Конституционный суд России встал на сторону мелкого бизнеса.
13 июля Конституционный суд России принял решение, согласно которому таможенным органам следует оценивать ввозимый товар, исходя из стоимости его приобретения, а не в соответствии с ценой, установленной в магазинах внутри России. Это решение стало следствием постановления по делу о проверке конституционности нескольких положений Кодекса об административных правонарушениях и части первой статьи 188 Уголовного кодекса – о контрабанде.

Прежде всего нужно пояснить, что по закону если российские граждане ввозят на территорию России товары, стоимость которых не превышает 65 тысяч рублей, то таможенные пошлины платить не нужно. Если цена товара больше и она не указана в таможенной декларации, за это полагается штраф в размере до двукратной стоимости товара, ввезенного с нарушением. Ввоз недекларированных товаров в крупном размере, стоимостью свыше 250 тысяч рублей, до недавнего времени считался уголовным деянием – контрабандой. Теперь крупным размером контрабанды признается 1,5 миллиона рублей.

Поводом к рассмотрению дела явились жалобы граждан Эпова, Красной, Валуевой, Ганиевой и Баталова, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности за контрабанду в крупном размере – свыше 250 тысяч. Все заявители облагались крупными штрафами, поскольку цена ввозимого ими недекларированного товара определялась по рыночной стоимости в России, а не в тех странах, где он приобретался. Заявители считали, что ориентироваться надо на цены той страны, где свершались покупки, причем часто в период скидок и распродаж, а также, что размер штрафа должен соответствовать стоимости не всего ввозимого товара, а лишь той части, которая превышает разрешенные к ввозу без письменного декларирования товары. То есть из стоимости ввезенных товаров нужно вычесть 65 тысяч рублей. Судья-докладчик по делу Николай Мельников говорит, что при таком положении дел, приобретая товар за границей, человек не мог предвидеть, какие его ждут последствия:

– В нашем случае, к примеру, Валуева, прилетев из Канады, везла товар. Этот товар у нее был подтвержден товарными накладными на 155 тысяч рублей. Но когда она пересекла границу, ей вменили рыночную стоимость товара на территории Российской Федерации, и она составила 278 тысяч рублей. Фактически, приобретая за границей товар, человек не мог предвидеть, какие для него наступят последствия при таком регулировании. Надо было тогда возить с собой эксперта, который тоже вряд ли в состоянии определить стоимость товара применительно к Российской Федерации и особенно к конкретному региону. Естественно, что нарушался принцип равенства, справедливости. Поэтому совокупность этих норм признана не соответствующей Конституции.

Теперь при оценке ввозимого товара таможня должна будет руководствоваться постановлением Конституционного суда.

– Теперь все будет определяться не рыночной стоимостью на территории Российской Федерации, а его таможенной стоимостью. И те товары, которые разрешены к ввозу без письменного декларирования и без уплаты таможенных пошлин, будут вычитаться из этой стоимости. На момент нашего рассмотрения это 65 тысяч рублей. Сейчас, с новым союзным таможенным регулированием – это 1,5 тысячи евро и 50 килограммов, – говорит Николай Мельников.

Конституционный суд сделал важное и хорошее дело, считает вице-президент Международной коллегии адвокатов Игорь Кучеренко:

– Я рад, что Конституционный суд принял решение в пользу мелкого бизнеса. Чаще всего у нас происходит по-другому. Я думаю, теперь предприниматели получат больше возможностей заниматься бизнесом, будет меньше поборов со стороны таможни, будет больше прибыли. Слава богу! Потому что богатство страны складывается из суммы богатства граждан этой страны, а совсем не тех людей, которые руководят этой страной.

Есть и еще одно нововведение: по сложившейся практике, если гражданин, совершивший административный проступок, был привлечен к уголовной ответственности, а затем дело прекратили, срок давности за административное правонарушение начинал исчисляться с момента прекращения уголовного дела или отказа в его возбуждении. Конституционный суд признал эту норму противоречащей Конституции и постановил, что давность привлечения к административной ответственности должна исчисляться со дня совершения правонарушения.
XS
SM
MD
LG