Ссылки для упрощенного доступа

Зачем взорвали Баксанскую ГЭС


Баксанская ГЭС, поврежденная взрывами в ходе теракта
Баксанская ГЭС, поврежденная взрывами в ходе теракта
За взрывами на Баксанской ГЭС в Кабардино-Балкарии могут стоять местные боевики Казбек Ташуев и Аскер Джаппуев, которых якобы опознали сотрудники ГЭС. Об этом со ссылкой на источник в силовых структурах Северо-Кавказского федерального округа сообщают российские СМИ. 22 июля в республике похоронили двоих милиционеров, погибших при нападении на ГЭС. Эксперты выдвигают версии нападения на Баксанскую ГЭС. По одной из них, диверсия связана с тем, что осенью должны переназначить руководителя республики. По другой версии, взрывы на ГЭС могла организовать радикальная часть вооруженного сопротивления для дестабилизации ситуации на Кавказе.

Нападение на Баксанскую ГЭС произошло рано утром 21 июля. В результате погибли два милиционера. В совершении преступления, которое квалифицируют как диверсию, подозревают двух местных боевиков - Казбека Ташуева и Аскера Джаппуева; якобы их опознали сотрудники ГЭС. По информации газеты "Коммерсант", к нападению на Баксанскую ГЭС может быть причастен Доку Умаров, которому, как пишет издание, подчиняется так называемый джамаат Кабарды, Балкарии и Карачая, включающий в себя и баксанскую группировку. Ранее Умаров брал на себя ответственность за катастрофу на Саяно-Шушенской ГЭС, но следствие не подтвердило этой версии.

Свои версии взрывов в Кабардино-Балкарии в эфире РС изложил политолог Тимур Музаев:

– На мой взгляд, наиболее реальны две версии. Первая версия: вооруженное сопротивление, его радикальная часть, идет на самые крайние меры для того чтобы дестабилизировать ситуацию на Северном Кавказе и вновь поднять волну сопротивления. Последнее время силы сепаратистов все-таки получили ряд серьезных ударов; возможно, такой демонстративный акт призван как-то ободрить сторонников независимости Северного Кавказа. Вторая, типичная российская версия – конспиративная: теракт – результат действий неких спецслужб, которые нагнетают ситуацию для того, чтобы вновь получить полномочия на управление экономическими, финансовыми и прочими потоками на Северном Кавказе. Вторая версия мне кажется несколько притянутой за уши; во всяком случае, каких-то подтверждений в ее пользу пока нет.

Однако рассмотрим ситуацию на Северном Кавказе. В Чечне ситуация, в общем-то, сейчас более стабильная, чем, скажем, год-два назад. Все-таки режим Кадырова показал свою эффективность, несмотря на жесткие меры; ситуация с сепаратистами там более-менее держится под контролем. В Ингушетии и в определенной степени в Дагестане даже такой большой теракт не вызвал бы большого резонанса: эти республики и так являются постоянной головной болью для силовых структур, для федеральных органов. Я думаю, что Кабардино-Балкария - регион, где в последние 2-3 года было более-менее спокойно – как раз то самое место, где подобный теракт должен вызвать определенный резонанс. Больший, нежели в Ингушетии или в Дагестане. Стало очевидным, что федеральная власть и ее, уполномоченные, наместники – все эти многочисленные чиновники, которые были призваны вместе с Хлопониным – не справляются с ситуацией. Я думаю, что это очевидный сигнал: ни федеральной власти, ни ее так называемым представителям на местах просто нечего предложить для урегулирования ситуации. Бесконечные разговоры о каких-то планах реструктуризации, социальной политике, так и остаются разговорами.

* * *
Полпред российского президента на Северном Кавказе Александр Хлопонил заявил, что взрывы на ГЭС напрямую связаны в политическими событиями в Кабардино-Балкарии. Осенью истекает срок полномочий руководителя республики Арсена Канокова, и диверсия на ГЭС может быть проявлением недовольства оппозиции его деятельностью. Такое развитие событий не исключает главный редактор сайта "Кавказский узел" Григорий Шведов – напоминающий, что ситуация в Кабардино-Балкарии остается напряженной последние несколько лет:

– Неправильно рассматривать ситуацию в Кабардино-Балкарии как сугубо вопрос роста ваххабизма или диверсионной борьбы. Безусловно, ситуация в Кабардино-Балкарии таким эхом отражает ситуацию в Дагестане в этом году - период длительного непринятия решения по переназначению президента. И так же, как в Дагестане, этот процесс переназначения – который явно затянулся – привел к всплеску насилия в Кабардино-Балкарии. Выборов нет; но, отменив выборы, вы не можете отменить желание людей – в том числе людей, которые действуют с оружием в руках – бороться за те или иные должности. И они используют такие публичные методы. В частности, они используют тех людей, которые готовы взрывать гидроэлектростанции, готовить диверсии или даже теракты. В определенном смысле это – такая уродливая форма воздействия на принятие решений о том, кто же будет президентом. В данном случае в Кабардино-Балкарии решение ожидается осенью – в сентябре либо в октябре.

Взрывы на Баксанской ГЭС и ситуацию в Кабардино-Балкарии прокомментировал обозреватель РС по Северному Кавказу Вадим Дубнов:

– Я не думаю, что Кабардино-Балкария является сейчас каким-то центром терроризма. Нельзя сказать, что там в течение, допустим, пяти лет было все спокойно, и о терроризме не вспоминали. Время от времени происходят какие-то теракты – не такие, конечно, как в октябре 2005 года, когда боевики вторглись в Нальчик: после этого кабардино-балкарское подполье было достаточно ослаблено. Тех стройных структур, что были при Анзоре Астемирове, конечно, сейчас там нет. Связывать это с какими-то политическими ритмами я бы тоже не стал – хотя, конечно, соблазнительно искать какие-то совпадения. Если говорить о переназначении Канокова осенью, то зачем это делать сейчас?

Я думаю, что просто, грубо говоря, появилась возможность. Сидят ребята, планируют какую-то свою боевую жизнь, что-то надо делать, они давно ничего не взрывали; почему бы не взорвать Баксанскую ГЭС? Тем более что это очень просто. Здесь не надо искать, по-моему, каких-то подводных конспирологических течений: как показала эта операция, 5-6 человек легко взорвали ГЭС.

Меня, кстати, в этой истории больше всего поразило то, что они выпытали у охранников, где самые уязвимые места гидроэлектростанции. И что они взорвали? Один агрегат 1962 года и другой агрегат 1930 года. О каком стратегическом значении этой ГЭС мы можем говорить? О каких потугах нарушить мирную жизнь, дестабилизировать жизнь в Кабардино-Балкарии?

Поэтому я бы не стал драматизировать это событие. Это, в общем, обычная северокавказская реальность. Это происходит по всей территории Северного Кавказа. То, что сейчас это случилось в Кабардино-Балкарии, говорит не о том, что надо ждать большой террористической войны в республике – а о том, что что-то подобное через две недели, через месяц случится в Карачаево-Черкесии, в Дагестане, в Ингушетии… И так, в общем, по кругу.

* * *
После диверсии на Баксанской ГЭС усиленный режим охраны ввели на всех российских гидроэлектростанциях. Российское Министерство внутренних дел собирается проверить работу Кабардино-Балкарского МВД в связи с нападением на ГЭС.
XS
SM
MD
LG