Ссылки для упрощенного доступа

Историк разведки Майкл Смит – о российских и западных агентах


Британская разведка МИ-6 предпочитает молчать в отличие от ЦРУ
Британская разведка МИ-6 предпочитает молчать в отличие от ЦРУ
Российская разведка заметно усилила свою активность. Об этом свидетельствуют недавние разоблачения российской агентурной сети в США и российского агента в Чехии, а также доклад немецкого контрразведывательного ведомства об активности русских шпионов в Германии.

Бывший сотрудник британской военной разведки, а ныне историк разведки Майкл Смит только что опубликовал первый том трехтомной истории британской внешней разведки МИ-6 под названием "Шесть: история британской Секретной разведывательной службы". Майкл Смит ответил на вопросы Радио Свобода.

– Чем вы объясняете активизацию работы российской разведки за последние годы и беспрецедентную встречу премьер-министра Путина с провалившимися агентами?

– Я не удивлен, поскольку Путин занимается реализацией своего представления о якобы угрожающем положении, в котором находится Россия, и о необходимости обеспечить ее безопасность. Упомянутая встреча была частью этой идеи. Он считает, что России необходимо сохранить такое же количество шпионов, какое было во времена холодной войны. Кроме того, по его мнению, Россия должна наращивать шпионаж, поскольку шпионажем занимаются и западные страны. Для него это одно из доказательств того, что Россия остается одним из мировых лидеров и всё еще обладает значительным разведывательным потенциалом, что правда. Разоблачение сети российских агентов в Америке – одно из подтверждений этого.

По сути дела, всё это часть его обширного плана по предотвращению мифической угрозы извне. Ведь Путин считает себя коллегой этих людей и чувствует обязанность солидаризироваться с ними. Кроме того, это поведение, которое от Путина ожидают сами россияне. В их представлении Путин – национальный лидер, и он демонстрирует, что Россия всё еще могущественная страна, что она заботится о своих людях. Такое поведение имеет большое значение для российских властей. Путин обменом российских агентов на западных и встречей с высланными российскими нелегалами хочет сказать, что Россия не бросит своих людей, занимающихся тем же самым, будь то в Америке, Британии или Германии. Это сигнал для них: они должны знать, что Россия помнит о них, что они дороги ей. И это неплохая для них поддержка.

– Насколько профессионально работали российские нелегалы в Америке?


– Было очень любопытно наблюдать за эпопеей разоблачения в Америке российских агентов-нелегалов. Интерес вызывает, прежде всего, тот факт, что речь идет именно о сети нелегалов, не имеющих никакого официального прикрытия вроде дипломатического статуса или работы в отделении "Аэрофлота". Такой случай очень редко встречается в разведывательной практике последних лет. Шпионы под прикрытием обычно общаются друг с другом и с официальными представителями государства, тогда как нелегалы изолированы друг от друга. Однако российская разведка пренебрегла этим различием и нарушила неукоснительное правило работы нелегала, которому ни под каким видом не разрешается иметь связь с посольством или другими российскими организациями.

– Можно ли предположить, что и в Британии может быть законспирирована такая же сеть российских нелегалов?


– Думаю, что если такая сеть обнаружена в Америке, то высока вероятность, что этот метод работы распространен и на Британию. И не только на Британию, но и на Францию, Германию и другие страны НАТО. Если британская контрразведка МИ-5 еще не разрабатывает таких нелегалов, то после американского случая может серьезно озаботиться этой проблемой. В "шпионском обмене" между США и Россией удивляет его неравноценность. Разоблаченные в Америке российские нелегалы не нанесли ей практически никакого ущерба. Скорее всего, Служба внешней разведки России держала их там в качестве "спящих кротов" – на случай каких-либо серьезных конфронтаций в будущем между Россией и Америкой. Все их потуги на шпионаж были очень неэффективны. А вот Соединенным Штатам из России были переданы активные агенты ЦРУ, передавшие немало ценной информации. Мне лично этот обмен не кажется равноценным. Понятно, что российские власти хотели заполучить своих разоблаченных нелегалов – видимо, чувствовали за них какую-то ответственность.

– Как вы думаете, почему двое из обвиняемых в работе на США российских граждан, в частности, Игорь Сутягин, оказались в Великобритании и не дают о себе знать? Что сейчас с ними происходит?

– Во-первых, когда такие люди оказываются в руках спецслужб, с ними занимаются дебрифингом, т.е. опросами после выполнения задания, стараясь выжать из них максимум известной им информации. Во-вторых, не следует серьезно относиться к сообщениям прессы о том, на какую страну эти люди работали. Если агент завербован МИ-6, то передаваемой им информацией пользуются и американцы. И наоборот: если он завербован ЦРУ, его информация поступает в МИ-6, как, впрочем, и в разведки некоторых других стран НАТО, например, Германии или Франции. Как правило, дебрифинг проходит в ситуации полной изоляции этих людей, никто не знает, о чем они говорят и как себя ведут. В британскую прессу ничего не попадает, впрочем, как и любые другие детали операций МИ-6. Однако об этом могут писать, например, "Вашингтон пост" или "Нью-Йорк таймс", и тогда возникает впечатление, что речь идет о завербованных ЦРУ агентах, хотя на самом деле эти люди были завербованы МИ-6. Такое случалось много раз. Часто американцы говорят о том, о чем британские спецслужбы предпочитают молчать. Так проявляется определенное различие между разведками двух стран. Журналисты, получая информацию от представителя ЦРУ, не отдают себе отчета в том, что речь по существу идет о совместной с МИ-6 операции и что на самом деле этот агент был завербован МИ-6 и работал на нее. Вот почему агенты, которые, как считается, работали на ЦРУ, оказываются в Британии и проходят здесь дебрифинг.
XS
SM
MD
LG