Ссылки для упрощенного доступа

Кинокритик Андрей Плахов – о программе Венецианского кинофестиваля


Андрей Плахов
Андрей Плахов
Объявлена конкурсная программа 67-го Венецианского кинофестиваля. Среди 23 лент главного конкурса – одна российская картина, это фильм режиссера Алексея Федорченко "Овсянки". Три короткометражных ленты – в том числе режиссера Рустама Хамдамова – примут участие в программе "Горизонты". В основном конкурсе – по четыре американских и итальянских картины, три работы французских режиссеров, фильмы из Испании, Испании, Греции и других стран. О Венецианском кинофестивале говорит кинокритик Андрей Плахов.

– На первый взгляд, программа и вообще сама механика Венецианского кинофестиваля этого года выглядит очень российской. Фильм в конкурсе (картина Алексея Федорченко "Овсянки"), три фильма во внеконкурсной программе и Ингеборга Дапкунайте в жюри. Это случайное совпадение или какая-то русская мода в Венеции?

– Нет, я думаю, что никакой специальной моды нет. Наоборот, я бы сказал, что фильмов не так уж много. Ведь три фильма, которые будут показаны в секции "Горизонты", – это все короткометражки. Конечно, это приятно, но бывали времена, когда Россия была представлена большим количеством фильмов. Тем не менее, все равно хорошо, что российское кино есть и представлено, как я полагаю, интересными фильмами и сравнительно новыми именами.

– Вы уже видели фильм Федорченко?
Борьба и конкуренция между такими крупными фестиваля, как Канны, Венеция, Берлин, обостряется и становится чрезвычайно жесткой

– Я видел фильм, правда, еще не совсем в завершенном виде, но, тем не менее, имею о нем представление. Кроме того, я читал повесть Аиста Сергеева – по-настоящему этого автора зовут Денис Осокин, он живет в Казани. Совершенно замечательная повесть, очень интересная, абсолютно придуманный и оригинальный мир. Режиссер Алексей Федорченко решил перенести его на экран. Что получилось? Это довольно любопытно и, во всяком случае, интригующе. Результат – фильм в конкурсе Венецианского фестиваля, в то время, как претендовать на участие в нем могли такие известные мастера, как Алексей Балабанов со своим новым фильмом, Алексей Учитель, Александр Зельдович и другие. Руководство фестиваля выбрало именно эту картину. Может быть, еще и потому, что Федорченко знают в Венеции, ведь пять лет назад его картина "Первые на Луне" прошла здесь очень эффективно и получила приз секции "Горизонты".

Картина "Овсянки" заявлялась в конкурс "Кинотавра", однако в последний момент продюсеры сняли работу Федорченко с конкурса, так как подали заявку на участие в Венецианском фестивале, в котором могут участвовать только картины, которые раньше на фестивалях не демонстрировались. Это обычная практика или повод для обиды организаторов "Кинотавра"?

– Организаторы "Кинотавра" были обижены, в фестивальной газете появилась статья, подписанная дирекцией фестиваля, в которой было сказано, что обычная практика никак не требует того, чтобы фильмы венецианского конкурса не участвовали в национальных фестивалях, что национальная премьера абсолютно не влияет на международную судьбу фильма, что это очень странно со стороны Венецианского фестиваля - такое жесткое давление на продюсеров. Фактически их заставили снять картину с конкурса уже в разгар фестиваля, когда она была включена в каталог "Кинотавра". В любом случае, ситуация была не очень приятная. Но надо сказать, что Венецианский фестиваль в этом году действительно взял курс на абсолютную премьерность, на "право первой ночи" и запрещает показывать фильмы повсюду до их венецианской премьеры. По-моему, в этом году в Венеции анонсировано 79 абсолютных мировых премьер.

– Судя по списку конкурсной программы, в фестивале примет участие много популярных режиссеров, причем массового кино: София Коппола, Джулиан Шнабель, Франсуа Озон, Том Тыквер. Венецианский фестиваль взял в этом году курс на коммерческий мейнстрим, в хорошем смысле этого слова, поскольку это качественное кино?

– В общем, такое ощущение складывается, хотя для того, чтобы оно подтвердилось или наоборот, нужно посмотреть фильмы. Ведь все эти авторы очень своеобразные, и они тоже делают разное кино. Проследив их биографии, можно видеть, как менялись и Тыквер, и Озон, и другие авторы. От Софии Копполы можно ожидать сюрпризов. В общем, надо действительно посмотреть. Но, в любом случае, есть интересные имена, и в то же время есть имена новые, дебюты - особенно в программе "Горизонты", которая представляет поисковое, экспериментальное кино. Там сейчас введено несколько призов. Надо полагать, что эта секция будет очень интересной.

– Вы говорите, что программа Венецианского кинофестиваля стала более строгой. Это свидетельство того, что есть какие-то проблемы в фестивальной венецианской жизни или Венеция как-то по-новому выстраивает свою борьбу с Каннами и Берлином?

– Я думаю, что это именно так, мы это можем ощущать по тому, что происходило в Каннах в этом году. Фильм Никиты Михалков "Утомленные солнцем-2" оказался в программе конкурса Каннского фестиваля, а потом художественный директор фестиваля Тьерри Фремо, в общем, косвенно извинился за то, что взяли картину, которая уже была показана в Литве, Латвии, Казахстане и других странах. То есть это действительно была уже не мировая премьера. Борьба и конкуренция между такими крупными фестивалями, как Канны, Венеция, Берлин, обостряется и становится чрезвычайно жесткой.
XS
SM
MD
LG