Ссылки для упрощенного доступа

Как в Суздале мэров ели


Суздальский кремль
Суздальский кремль
В Музее современной истории России открылась выставка "Возрождение Суздаля и его тревоги". На вернисаже выяснилось, что руководству этого древнего города опасно ссориться с защитниками старины.

Скажем честно, выставка не удалась. На 99 процентов она состоит не из подлинников, а из аккуратных планшетов с перепечатками типографским способом документов и фотографий. Зато беседовать с приехавшими в Москву сотрудниками Владимиро-Суздальского музея-заповедника - занятие увлекательное и, как бы сказали в старину, духоподъемное. То, чего смогли добиться не наделенные какими-то весомыми полномочиями люди, по нашим временам большая редкость. Как сообщает руководитель исторического отдела музея Николай Морозов, еще недавно существовали планы застройки особняками неповторимого природного ландшафта Суздаля:

– Нельзя рассматривать памятники сами по себе. Они вписаны в окружающую природу. И вот посмотрите на эту фотографию. Ведь луга - это действительно часть города. Представьте, что их не будет, что здесь появятся новостройки, – и Суздаля уже не будет. А угроза лугам существовала. У нас на этой выставке есть специальный стенд. Музей-заповедник выступил инициатором сохранения лугов. На каждый луг был составлен научный паспорт с подробной его характеристикой. И эти луга были объявлены достопримечательным местом, то есть тоже памятником культуры. Расписано, что можно делать на этих лугах, а что - нельзя. Сенокосом, например, заниматься можно, но когда растение уже отцветет. Запрещена хозяйственная деятельность, запрещено строительство, прокладка дорог.

Алиса Аксенова в течение 50 лет была генеральным директором музея-заповедника. С недавних пор она занимает почетный пост президента этой структуры.

– ХХ веке были ужасные катаклизмы, - говорит Алиса Аксенова. – А в XXI веке пошли новые беды, о которых мы даже не подозревали: что очень скоро у нас будет новая Рублевка, где будет очень много колоколов и колоколенок. Там нельзя строить. Весь силуэт города настолько зыбкий. Он весь на этой тонкости, нарушение которой может привести к крушению. Это была безумно трудная задача. Пришлось двух мэров, что называется, "съесть", добиться их изгнания.

– Музейщики против них боролись?


– Да, представьте себе. Больше некому.

– А третий, ныне действующий мэр - его не надо съедать? Он вас устраивает?

– Нет, она поняла. Это, во-первых, женщина – Ольга Константиновна Гусева. У женщины есть хозяйственное начало. Она поняла все. Вот эти два стенда - посмотрите, какие там грозные заголовки: "Есть ли управа на суздальского мэра?", "Суздаль - это не площадка для застройки", "Суздаль в России один". Борьба эта была сильная. Потом мы пошли дальше и добились, что вся историческая часть Суздаля, начиная с границ XVIII века, тоже заповедная. Это все уже спасено. Это уже не будет застроено.

– У города бюджет не самый большой, а памятников много. Удается ли их сохранять, реставрировать вовремя?


– По-разному. Все памятники в музее-заповеднике – в прекрасном состоянии. Мы зарабатываем. Нас очень беспокоят памятники, которые находятся в ведении епархии: она сейчас имеет привилегированное положение, считает, что ей должны давать, давать, давать… Но монастырь находится в возмутительном состоянии. В центре города монастырь стоит - драные стены. Высокая колокольня - 72 метра. На ней березы растут. Рядом церковь рухнула. А денег государство отпускает церквям очень много. Но ведь деньги получить - это еще ничего не означает. Это нужно добиться, найти проектировщика, провести экспертизы, достойного подрядчика искать... Этим нужно жить.

Материалы по теме

XS
SM
MD
LG