Ссылки для упрощенного доступа

Лукашенко уличат с помощью стенограммы


Президент Белоруссии Александр Лукашенко
Президент Белоруссии Александр Лукашенко
Помощник президента РФ по международным делам Сергей Приходько заявил, что Россия готова опубликовать фрагменты стенограммы заседания Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

Такая готовность вызвана заявлением президента Белоруссии Александра Лукашенко, где говорится о том, что в Москве исказили его высказывания по вопросу признания независимости Абхазии и Южной Осетии. Он на этот счет никаких торжественных обещаний России не давал.

Речь идет о недавнем высказывании президента РФ Дмитрия Медведева о том, что белорусский лидер за закрытыми дверями ОДКБ в присутствии руководителей ряда стран СНГ говорил о твердом намерении признать Абхазию и Южную Осетию. Президент России даже уточнил: Лукашенко, мол, торжественно пообещал, что все сделает за самое короткое время. Однако вопрос о признании Абхазии и Южной Осетии, которые в результате грузино-российской войны в августе 2008 года оказались под фактическим контролем Москвы, так и не был внесен в повестку дня сессии Палаты представителей Белоруссии. Александр Лукашенко озвучил собственную версию затянувшейся эпопеи с признанием мятежных республик:

-- Я не хотел дискутировать на эту тему, просто российский коллега недобросовестно и непорядочно выдергивает определенные вещи. Он не озвучил другую часть, когда я ему сказал: не проблема для Беларуси признать Южную Осетию и Абхазию. Но я ему перечислил те моменты, которые в связи с этим возникнут у Беларуси. По линии Беларусь – ЕС, по линии Беларусь – США, Беларусь – СНГ и так далее. И когда я сказал Медведеву, что нет вопросов в признании этих республик, но вот – проблемы: вы готовы их взять на себя и помочь преодолеть, если они вдруг возникнут? Россия оказалась неспособна. Вот этого Медведев не сказал.

Однако в Кремле настаивают, что Лукашенко говорил о признании Абхазии и Южной Осетии на заседании ОДКБ и констатируют "непоследовательность президента Белоруссии по целому ряду вопросов", включая и вопрос признания независимости этих республик. Помощник президента России по международным делам Сергей Приходько в этой связи заявил, что не составит проблем предать гласности ту часть стенограммы заседания ОДКБ, в которой содержатся слова президента Белоруссии на тему Абхазии и Южной Осетии. Кроме того, он добавил, что можно опубликовать и другие высказывания Лукашенко, которые будут небезынтересны как для Белоруссии, так и для международной общественности.

Сам же Лукашенко говорит, что всей душой был готов помочь своему главному политическому союзнику, однако неконструктивная позиция Москвы в итоге привела к тому, что Минск не считает целесообразным рисковать в таком щепетильном вопросе. К тому же, настаивает Лукашенко, никаких торжественных обещаний, как утверждает Медведев, он не давал:

– Я признавал, что мы, как союзники, должны были в этой ситуации поддержать Россию. Но, с другой стороны, и Россия как союзник должна была поддержать Беларусь. А коль вы не готовы, тогда и у нас не произошло то, о чем мы разговаривали. Вот такой был разговор... Кстати, Лукашенко торжественно нигде не обещал, об этом никто не слышал. Торжественно – это когда во всеуслышание.

Эксперт в российско-белорусских отношениях, политолог Андрей Суздальцев считает, что тема признания Абхазии и Южной Осетии вполне логично возникла в эти августовские дни – исполняется как раз два года с тех пор, как Александр Лукашенко впервые пообещал положительно решить этот вопрос. Но потом Минск сложную задачу спустил на тормозах, надеясь, что в Москве об обещаниях постепенно забудут:

– Есть такая русская поговорка – дорога ложка к обеду. Значимость этого фактора постепенно угасала для Белоруссии, но оставалась актуальной для России: ну, сколько же можно водить за нос-то? Этого, естественно, в Москве не забыли. Пока мы видим, что Минск сдувает пыль со своей прежней аргументационной базы. В нее добавились попытки некоторого давления: мол, экономика Белоруссии имеет широкий диапазон контактов с Западом. Москва должна это учитывать: новые возможности Белоруссии маневрировать на внешнеполитическом поле.

Александр Лукашенко не исключил, что Минск будет вынужден отказаться от услуг России в строительстве первой белорусской АЭС. Он не согласен с тем, что российская сторона настаивает на создании совместного предприятия, которое в последующем будет продавать электроэнергию на Запад: "Позвольте! Мы берем у вас кредит, и не дешевый, мы его будем возвращать. Какое вы имеет отношение к нашему товару?" – возмутился Лукашенко и заявил, что будет договариваться с другими инвесторами.
XS
SM
MD
LG