Ссылки для упрощенного доступа

Историк разведки Борис Володарский – о судьбе одной семьи российских шпионов


Вики Пелаес вторая слева, Хуан Лазаро - крайний справа на картинке из Нью-Йоркского суда
Вики Пелаес вторая слева, Хуан Лазаро - крайний справа на картинке из Нью-Йоркского суда
В американской и британской прессе на этой неделе появились заявления адвоката одного из 10 российских агентов, которые в июле были депортированы из Соединенных Штатов.

Адвокат утверждает, что его клиент, живший за границей под именем Хуан Лазаро, не является русским, по-русски не говорит, не хочет жить в Москве, а предпочитает вернуться в Перу, где он провел несколько лет и познакомился со своей женой – журналисткой Вики Пелаеc. Последняя также была изобличена как российский агент и депортирована в Москву. Между тем, сообщается, что Хуана Лазаро на самом деле зовут Михаилом Васенковым, а испанское имя он получил по документам уругвайца, умершего в трехлетнем возрасте. Для Радио Свобода эти публикации комментирует историк разведки Борис Володарский:

– Его карьера нелегала, из того, что мне известно, начинается с января 1976 года. Зарегистрировано, что именно в январе 76-го он приехал в Испанию. Причем журналисты из Wall Street Journal, не смогли точно установить, откуда он приехал. Было два варианта: Куба или Мексика, Мне кажется, что из Мексики. Там была удобная площадка для развода советских нелегалов. В 1976 году Лазаро приехал в Испанию, пробыл там три месяца и после этого переехал в Перу. Сообщив, что он является гражданином Уругвая, он в Перу легализовался, получил здешний паспорт и женился на Вики Пелаес. Потом они вместе с Вики переехали в Америку, у них родился сын. Мне известно, что Лазаро имел черный пояс по карате, поступил в нью-йоркский университет и защитил докторскую диссертацию по философии. В течение семестра преподавал в одном из американских университетов. Такая интересная карьера.Еще он был пресс-фотографом, что типично для карьеры нелегала – довольно удобное прикрытие. 34 года он таким образом проработал вне Советского Союза, вне России.

– Однако Лазаро утверждает, что он не русский и не знает русского языка. Есть ли основания ему доверять?

– Думаю, что нет. У меня были предположения, что у него был русский отец и испанская мать, то есть мать попала в Россию после гражданской войны в Испании 1939 года. Его испанский очень хорош, насколько я знаю, но многие люди, которые знали его еще в 76 году и с ним встречались в Перу, впоследствии говорили, что у него мягкий славянский акцент. Сомнительно, что он забыл русский язык. Перехвачен его разговор с Вики, когда он говорил, что в детстве жил с родителями в Сибири.
Вся эта группа нелегалов в Америке была задержана именно из-за того, что очень плохо работали сотрудники легальной резидентуры – офицеры под крышей миссии ООН

– А откуда возникло имя Михаил Васенков?

– Адвокат Лазаро сказал, что, делая признание о работе на российскую разведку, он зачитывал свое имя и фамилию с листа во время судебного процесса. Думаю, что на это имя у него был выписан российский паспорт. Не будь паспорта, его не смогли бы отправить в Россию.

– Какие задания советских и российских спецслужб он выполнял в Испании, в Перу, в Соединенных Штатах?

– В Испании ничего не выполнял. Все транзитные страны, куда нелегалы приезжают, используются только для подготовки. Шпионаж как таковой, в рамках заданий, полученных в российской внешней разведке, происходит только в стране назначения. Все остальные транзитные страны используются для закрепления легенды, изучения языка и так далее. Во время работы нелегал, как правило, не занимается получением развединформации. Нелегал нужен в большинстве случаев либо для установления объектов для вербовки, либо для самой вербовки. Или для связи с источниками в тех случаях, когда источник очень важен, а представитель легальной резидентуры не может рисковать связываться с источниками. В данном конкретном случае вся эта группа нелегалов в Америке была задержана именно из-за того, что очень плохо работали сотрудники легальной резидентуры – офицеры под крышей миссии ООН. Естественно, за ними следят всегда, 24 часа. И то, что они выходили на связь с нелегалами – это серьезное нарушение. Что и позволило довольно быстро определить этих нелегалов. Лазаро в своей деятельности должен был, скорее всего, либо пытаться устроиться на очень хорошую работу, где он мог получить серьезную информацию. Либо осуществлять связь с важным источником российской разведки.

– А что известно о жене Лазаро – Вики Пелаес?

– Она была достаточно радикальным и известным журналистом в Перу, левым или даже прокоммунистическим, выступала за Кубу и за Советский Союз. Потом, переехав в Нью-Йорк, стала работать в испаноязычной газете, в которой осуждала политику Соединенных Штатов, поддерживала политику Кубы, Уго Чавеса и так далее. В разведке использовалась, как стало известно из документов, предоставленных ФБР, в качестве курьера. Лазаро ей поручал передачу материалов советским и российским представителям в разных странах. В чистом виде исполняла курьерские функции.

– Сейчас Михаил или Хуан хочет вернуться в Перу. В Москве ему не нравится. Удастся ли ему осуществить свою мечту?

– Думаю, что не удастся. Нелегал проработал за границей 34 года, это огромный срок. Он слишком много знает. Российская разведка всегда предполагает, что западная контрразведка сможет тем или иным способом вытянуть из него информацию. С другой стороны, мы имеем только заявления его адвоката, ни одного слова самого Лазаро. По какой причине адвокат делает такие заявления, мы тоже не знаем. Может быть, действительно Лазаро хочет воссоединиться с семьей, потому что у него очень талантливый 17-летний сын-пианист. Жене наверняка позволят уехать в Перу, она перуанка – на сто процентов. Но он лично сам никак не проявился до сих пор.
XS
SM
MD
LG