Ссылки для упрощенного доступа

Очередной мир между Колумбией и Венесуэлой


Ирина Лагунина: 11 августа Венесуэла и Колумбия, которые в последний месяц оказались на грани вооруженного конфликта, восстановили нормальные отношения. При этом венесуэльский лидер подполковник Уго Чавес, совершивший поездку в Колумбию, обещал не поддерживать воюющих с колумбийским правительством террористов. Напомню, что именно эта поддержка и явилась причиной недавнего конфликта. Насколько прочен будет этот мир и как оценивают слова и дела Чавеса колумбийские и независимые венесуэльские эксперты? Рассказывает Виктор Черецкий.

Виктор Черецкий: "Правительство Венесуэлы никогда не поддерживало и не поддерживает партизан. Мы не допускаем их присутствия на нашей территории. Я поддерживаю не партизан, а вас, господин президент. И так было всегда!", - заявил Чавес на совместной после переговоров пресс-конференции, обращаясь к своему колумбийскому коллеге доктору Хуану Мануэлю Сантосу. Под словом "партизаны" Чавес имел в виду боевиков двух обитающих в Колумбии террористических группировок. Их самоназвание - Вооруженные революционные силы Колумбии, сокращенно ФАРК, и Армия национального освобождения. За свои деяния – убийства, разбой, вымогательство, похищение людей, использование детей-солдат, наркоторговлю – группировки характеризуются как "террористические" большинством государств планеты, включая всех членов Евросоюза, США и латиноамериканские страны.
Президент Сантос, отмечают наблюдатели, остался доволен заявлением венесуэльского лидера. До сих в памяти не только колумбийских политиков, но и всего мира были совершенно иные высказывания Чавеса:

Уго Чавес: Ни ФАРК, ни Армия национального освобождения не являются террористическими организациями. Это армии, которые действуют на освобожденной ими территории. Их следует признать в качестве народно-освободительных сил. Это повстанческие силы, которые осуществляют свою политическую программу. Речь идет о программе боливарианской социалистической революции, которую мы признаем и уважаем. Я требую от правительств государств нашего континента, чтобы они исключили эти организации из списка террористических групп. С аналогичным требованием я обращаюсь и к государствам Европы.

Виктор Черецкий: Присутствующие на пресс-конференции журналисты напомнили Чавесу, что эти относительно недавние высказывания явно противоречат его последним заверениям в том, что он никогда не поддерживал террористов. Чавес, со своей стороны, тут же уличил журналистов во лжи, обругал их и обвинил в том, что они служат интересам мирового империализма - врагам и Венесуэлы, и Колумбии.

Уго Чавес: Мне все, что вы говорите, представляется глупостью, ничтожной мелочью, на фоне великих событий, свидетелями которых мы являемся. Все, что вы говорите, свидетельствует лишь о том, что вы с лупой ищите какие-то несущественные факты, чтобы очернить стратегические процессы, происходящие в отношениях между нашими двумя странами. Это очередное свидетельство вашей ущербности. К тому же вы прибегаете ко лжи, обвиняя меня во всех смертных грехах.

Виктор Черецкий: Однако речь, по мнению наблюдателей, не идет лишь о поддержке на словах единомышленников, разделяющих леворадикальные взгляды, именуемые Чавесом "боливарианскими", которую до сих пор оказывал венесуэльский режим. Существует и нечто другое. Как отмечают наблюдатели, со ссылкой на правоохранительные органы Колумбии, Венесуэла, к примеру, охотно делится с террористами оружием, которое закупает в России и в других странах. Генеральный прокурор Колумбии Марио Игуаран рассказывает о поимке на территории этой страны двух военнослужащих Венесуэлы, пытавшихся доставить колумбийским террористам боеприпасы:

Марио Игуаран: У них конфисковано 40 тысяч патронов к автомату Калашникова. Задержанные заявили, что являются гражданами Венесуэлы. Одного из них зовут Мануэль Агудо Эскалона. Он сержант венесуэльской Национальной гвардии.

Виктор Черецкий: Скандалы вокруг отобранного у террористов оружия венесуэльского происхождения следует один за другим. К примеру, в руки колумбийской армии не так давно попали шведские переносные противотанковые ракетные комплексы типа АТ-4. Расследование показало, что это оружие было продано в свое время Венесуэле. Военный аналитик, противник режима Чавеса, бывший капитан первого ранга ВМС Венесуэлы Бернардо Хурадо:

Бернардо Хурадо: Нет никакого сомнения в том, что эти ракетные комплексы АТ-4 являются венесуэльскими. Ведь на каждом из них стоит серийный номер и спецслужбам Колумбии ничего не стоило выяснить, что они были проданы именно Венесуэле.

Виктор Черецкий: Правда, и здесь Чавес не растерялся. Ответил на обвинения бранью и, как всегда, свалил все на "происки империалистов, сионистов, безродных космополитов, капиталистов, журналистов и студентов", якобы стремящихся испортить отношения между его страной и Колумбией.

Уго Чавес: Это беспочвенные обвинения. Они возникают после огромных усилий, которые мы предприняли для нормализации отношений. Речь идет о грязных приемах наших врагов. Именно к таковым относится трюк с ракетными установками. Речь идет о подлом и предательском ударе в спину.

Виктор Черецкий: Напомню, что поводом для нынешнего кризиса в отношениях между соседними странами явилась история с базами колумбийских террористов на территории Венесуэлы. Спецслужбы Колумбии собрали многочисленные данные, подкрепленные свидетельствами очевидцев, видео и фотодокументами, доказывающие, что эти базы находятся в приграничных районах соседней страны. Там террористы обучаются, снабжаются оружием, разрабатывают планы диверсий на территории Колумбии. Колумбийский сенатор Херман Варгас:

Херман Варгас: В Министерстве обороны Колумбии имеются показания бывших бойцов ФАРК, которые утверждают, что прошли подготовку в лагерях на территории Венесуэлы, где получали всяческую поддержку со стороны местных властей. Есть также показания похищенных террористами гражданских лиц, которые утверждают, что похитители скрывали их в лагерях на территории Венесуэлы – до того, как они были выкуплены.
Виктор Черецкий: Собранная информация позволила колумбийским властям обратиться за поддержкой и помощью в Организацию американских государств. Представитель Колумбии в этой международной организации Луис Альфонсо Ойос:

Луис А.Ойос: Мы надеемся, что правительство Венесуэлы, в конце концов, поймет, что долг администрации любого государства - сотрудничать в деле борьбы с бандами, которые занимаются торговлей наркотиками, похищением людей, вымогательством. Это обязанность Венесуэлы – запретить действие на своей территории преступных организаций, совершающих вылазки на колумбийскую территорию. Ведь подобная деятельность наносит вред не только Колумбии, но и многим другим народам Латинской Америки, поскольку эти базы – центр международной преступности, торговли наркотиками и оружием. Мы имеем право потребовать от властей Венесуэлы, чтобы они положили конец пребыванию террористов в своей стране, которые там снабжаются оружием и продовольствием, готовят теракты против населения Колумбии.

Виктор Черецкий: Чавес в ответ на эти обвинения в очередной раз возмутился. Заявил о провокации, о готовящемся на его страну нападении. Разорвал дипломатические отношения с соседним государством и начал бряцать оружием у совместной границы.

Уго Чавес: Ввиду подобной агрессии я объявляю всем – и нашей стране, и всему миру – у нас нет другого выхода для защиты собственного достоинства, кроме как полностью разорвать дипломатические отношения с Колумбией, отчего у меня сердце обливается кровью. Мы будем бдительны, я приказал бдительно охранять нашу границу.

Виктор Черецкий: Комментируя последний кризис между Венесуэлой и Колумбией и его мирное разрешение, международные наблюдатели напоминают, что аналогичные инциденты происходят в отношениях двух стран постоянно – не реже раза в год. Все идет по стандартному сценарию. Чавес провоцирует соседа, тот требует объяснений и жалуется в международные организации. На это Чавес отвечает разрывом отношений и военными приготовлениями. Затем, после нескольких недель словесной перебранки, наступает "счастливое замирение".
Как объясняется подобная политика Чавеса? Наблюдатели указывают на ряд причин. Во-первых, на идеологические - венесуэльский правитель, одержимый идеей стать если не мировым, то хотя бы латиноамериканским революционным лидером, видит в колумбийских террористах своих союзников, а в правительстве, стоящем на твердых демократических позициях, - врагов. Уго Чавес:

Уго Чавес: В Латинской Америке происходит революция, подлинная революция. С каждым днем усиливается наступление масс, требующих революционных изменений. Венесуэле выпало возглавить новый революционный порыв, встать во главе народов Латинской Америки. Более десяти лет назад боливарианская революция победила в нашей стране благодаря мощному народному движению. Теперь эта революция победно шествует по континенту. Боливарианский социализм – это единственный путь для спасения планеты, спасения самой человеческой жизни.

Виктор Черецкий: Поясним, что под боливарианским социализмом, как отмечает большинство наблюдателей, Чавес имеет в виду кубинскую модель общества, перенесенную им на венесуэльскую почву. Чтобы понять, почему колумбийцы, за исключением террористов, ее не приемлют, напомним, что речь идет о модели, отрицающей какие-либо права и свободы, частную собственность и обрекающей население на полуголодное существование в условиях всеобщей нищеты. Милитаризм, внешние авантюры и жесточайшие репрессии против собственного народа – также отличительные черты этой тоталитарной модели. Испанский политолог Габриэль Арбиак, сотрудник центра международных исследований в Мадриде, считает, что Венесуэла, усилиями Чавеса, становится клоном кубинской коммунистической диктатуры.

Габриэль Арбиак: Чавес копирует свою модель общества с кубинского. И это весьма тревожное явление. Не секрет, что Фидель Кастро считает его своим преемником в Латинской Америке. Оба они надеются, что распространению их "революционных" идей на континенте поможет экономический потенциал Венесуэлы, располагающей, в виду запасов нефти, значительно большими возможностями для подобной экспансии, чем Куба. Мы видим, что эта идеологическая экспансия осуществляется за счет интересов населения Венесуэлы, уровень жизни которого постоянно падает.

Виктор Черецкий:
Разумеется, кубинская или боливарианская модель общества не нравится и большинству венесуэльцев. Чтобы держать их в узде, в постоянном страхе перед некой внешней угрозой, которая заставляет забыть реально существующие проблемы, венесуэльский лидер, как всякий иной диктатор, нуждается в образе врага. Эту роль и призвана, по мнению наблюдателей, играть Колумбия. Такова, по мнению наблюдателей, вторая причина периодического обострения отношений между двумя странами. Они отмечают, что усиление напряженности между двумя странами всякий раз совпадает с обострением внутренней ситуации в Венесуэле. Будь то студенческие волнения, проблемы с продовольствием, электроснабжением или, как сейчас, приближающиеся выборы. Так что речь идет о политической игре, хотя и довольно опасной. Венесуэльский оппозиционный журналист Освальдо Муньос:

Освальдо Муньос: Всякий раз, когда под Чавесом качается кресло, когда терпению народа приходит конец, когда дистанция между диктатором и населением еще больше увеличивается, он придумывает какой-нибудь трюк с Колумбией, с "врагами", с мнимыми заговорщиками. Нагнетает обстановку и военную истерию.

Виктор Черецкий: Между тем, как считает военный аналитик Альберто Милиан, Чавес прекрасно понимает, что с Колумбией ему не совладать.

Альберто Милиан: Речь идет всего лишь о политических играх, поскольку Чавес сознает, что в войне с Колумбией он потеряет все, что имеет. Баланс сил остается в пользу Колумбии, вооруженные силы которой имеют боевой опыт, лучше подготовлены профессионально и меньше политизированы. Так что у Чавеса нет никаких шансов добиться победы над этой страной.

Виктор Черецкий: Альберто Милиан полагает, что в противостоянии с Колумбией Чавесу не помогут ни террористы ФАРК, которых больше интересуют доходы от наркобизнеса, чем революционные идеи, ни тонны, я цитирую, "устаревшего оружия", которое он закупает в России.
XS
SM
MD
LG