Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Вселенная воды


Фрагмент экспозиции "Вселенная воды"

Фрагмент экспозиции "Вселенная воды"

В Петербурге нынешним жарким летом особенно востребованным оказался Музей воды. Посетители оказываются среди подлинной влаги и свежести. Недавно открывшийся и оснащенный самым современным оборудованием, музей расположен в старинных постройках городского "Водоканала".

Расположенный рядом с Таврическим дворцом Музей воды – эталонный образец того, как в целях рекреации и просветительства можно освоить старую промышленную застройку. Вблизи добротной краснокирпичной водонапорной башни – бронзовый памятник водовозу. Посыпанные щебнем дорожки ведут к фонтанам с кристальной, только что очищенной водой, ведь сразу за музейными корпусами начинается территория действующего предприятия "Водоканал". Здесь же, среди деревьев – особая мемория, бронированная будка чуть выше человеческого роста с узкой смотровой щелью. В нее во время налетов прятались в войну сотрудники, чьей задачей было не оставить блокадный город без питьевой воды.

Как сообщает экскурсовод Олег Введенский, разговор с которым идет в вестибюле, рядом с зеркальными лестницами, по которым льются непрерывные потоки, музей открылся два года назад:

– По инициативе генерального директора предприятия "Водоканал" Феликса Владимировича Кармазинова. Автором концепции является ведущий дизайнер, художник Русского музея Марина Васильевна Денай. То есть это их общая идея. Здесь когда-то находилась главная водопроводная станция, от ее возникновения отсчитывается история всего предприятия. Это первые объекты, связанные с организованным водоснабжением в Петербурге. Здесь находился резервуар, хранилище воды. С 1859 года началось строительство водонапорной башни, которое длилось три года.

– Вы здесь водите экскурсии, как я убедилась, не без удовольствия. А есть ли у вас какие-то предпочтения, есть ли для вас какие-то любимые экспонаты?

– У нас есть два экспоната с мистическим элементом. Девушка под зонтиком – можно загадывать погоду у нее. И черепашка, которая присутствует потому, что какие бы мифы, связанные с водой, мы ни рассматривали, везде так или иначе фигурирует образ черепахи – и в даосизме, и в других культурах. Мы, после того, как о ней заканчиваем рассказ, предлагаем детям потрогать панцирь черепахи, Мы им рассказываем, что если они это сделают, что в разделах курсов, связанных с водой – географии, биологии, физики, естествознания – одни "пятерки" будут. Что и неудивительно с учетом того, что дети посетили такой интересный учебный комплекс.

– В зависимости от группы вы меняете свой рассказ? Если это, допустим, дети или взрослые.

– У нас есть такая возможность благодаря 32-м мониторам. Каждый экскурсовод может варьировать – сегодня одни экраны задействовать, завтра другие.

На одном из экранов – сюжет о знаменитых петербургских наводнениях:

Диктор: Нигде в России вода не поднималась так высоко и не причиняла такого ущерба городу, как в Санкт-Петербурге. Самые катастрофические наводнения случились в 1777, 1824 и 1924 годах. Наиболее грозным и опустошительным в истории города считается наводнение 7 ноября 1824 года. Именно его описал Александр Сергеевич Пушкин в поэме "Медный всадник".

А о наводнении 1924-го года свидетельствует окрашенная в красный цвет ручная помпа (детям – вот вольность – разрешают покачать ее ручки) и кадры кинохроники.

Диктор: Солдаты, матросы и милиционеры плавали по улицам Ленинграда на лодках, оказывая помощь застигнутым врасплох горожанам. В шесть часов вода заливает машинное отделение Главного телеграфа, и Ленинград остается без связи с внешним миром. В 6:45 прекращает подачу водопроводная станция. Из-за коротких замыканий в городе начинаются пожары. Люди, оказавшиеся между огнем и водой, спасаются на крышах домов. Наконец, к 7 часам вечера ураган стихает, а в 8 часов начинается спад воды. В это наводнение вода поднялась на 3 метра 70 сантиметров выше ординара.

И все же большая часть экспозиции посвящена не разрушительным свойствам водной стихии, а ее животворящим качествам. Бывший резервуар для хранения чистой воды отделан мрамором, на полированные поверхности которого в прохладной полутьме проецируются волны Невы. Порой иллюзия бывает настолько полной, что кажется: еще шаг – и ты неминуемо замочишь ноги. Названия экспозиций, находящихся в разных местах музейного комплекса, красноречивы – это "Вселенная воды", "Подземный мир Петербурга" и "Мир воды Петербурга".

Материалы по теме

XS
SM
MD
LG