Ссылки для упрощенного доступа

“Слово женщине”: мексиканские страсти на русский лад


Елена Рыковцева: «Валентина Калашникова, бывшая звезда телевидения, а теперь домохозяйка, однажды застает своего мужа Дмитрия Калашникова, владельца гастрономической империи, с любовницей. Муж, не давая Валентине опомниться, предлагает развестись. Валентина испытывает настоящее потрясение, но затем принимает решение: если в ее жизни наступили перемены, то они должны научить ее жить независимо и полагаться на свои силы. Он отказывается от денег Дмитрия и требует, чтобы муж при разводе отписал ей часть своего бизнеса. Дмитрий решает передать супруге сеть неприбыльных пекарен «Мукомол». С этого и начинается история ее борьбы за собственное существование и существование своего малого бизнеса».

Краткое содержание телесериала «Слово женщине», который вот уже полгода как идет по телеканалу «Россия», для простоты дела я воспроизвела с интернет-сайта этого сериала. Может быть, в таком примитивном изложении история звучит достаточно банально, но на самом деле это увлекательный, серьезный, добрый и поучительный сериал с великолепными актерскими работами.

У нас в гостях режиссер этой теленовеллы Владимир Харченко-Куликовский. Я познакомлю аудиторию с краткими этапами вашей творческой биографии, вы добавите. Вплоть до 2005 года вы снимали документальные фильмы для телевидения. Из наиболее известных «Зоя Космодемьянская: правда о подвиге» вышел на канале «Россия». В 2006 вы работали в качестве режиссера-постановщика сериала «Обреченная стать звездой» и сняли полнометражный телевизионный фильм «Рассмешить Бога», который прошел на канале «Россия».

Владимир Харченко-Куликовский: Все верно.

Елена Рыковцева: Добавите что-нибудь?

Владимир Харченко-Куликовский: Еще я снял восьмисерийную историю, это такая немножко фантастическая комедия про то, как один человек-актер попадает в прошлое на машине времени, называется «Путешествие». Это «мосфильмовская» работа, и это тоже моя работа.

Елена Рыковцева: С нами на связи из Таллина исполнительница главной роли актриса Русского драматического театра Эстонии Лариса Саванкова. Лариса, пока мы не начали разговор о сериале, хочу вас расспросить вот о чем: вы ведь 20 лет уже работаете в Таллиннском русском театре. Я вычитала, что вы снимались в эстонском комедийном сериале, который называется «Эстонцы и русские» в роли русской жены Маши. Это не предмет нашего разговора, но очень любопытно, что за сериал, потому что мы его тут вряд ли увидим.

Лариса Саванкова: Это комедийный сериал, мне предложили сниматься в нем эстонцы. Эстонцы сумели посмеяться над своими национальными особенностями в характере – медлительностью, чисто бытовыми вещами… А русские – над своими.

Елена Рыковцева: А вот какими русские в эстонском сериале предстают?

Лариса Саванкова: Русские хлебосольные, гостеприимные, с коврами на стенах. Это немножко шаржировано.

Елена Рыковцева: Ну, понятно. А дефекты каковы русские в этом сериале?

Лариса Саванкова: Знаете, как-то дефекты обращены там в какие-то достоинства. То есть гостеприимство, хлеб-соль, выпить за знакомство, потому что мы знакомимся в новом доме, мы соседи, то есть с каким-то позитивом все принимается. И вы знаете, встречающие меня на улице эстонцы так рады видеть именно этот сериал, как две семьи дружат, эстонцы и русские. Они просто иногда кричат: «Здравствуй, Маша!» и начинают со мной говорить на чисто эстонском языке и совершенно не верят, что я настолько хорошо им не владею, потому что я роль учила по-эстонски наизусть и, как стихи, рассказывала.

Елена Рыковцева: Сейчас на Украине была скандальная история. Канал «Интер» снял ролики, в которых каждая национальная группа Украины исполняла гимн Украины на своем языке. И на эти ролики страшно обиделась русская община Севастополя, что русские предстают в тельняшке, с гармошкой, полупьяные, с кровати вставшие, глаза продравшие. Вот обязательно, если русский, то какой-то не в себе. То есть в вашем сериале не так: русские исключительно позитивно представлены?

Лариса Саванкова: Вы знаете, есть определенный какой-то шарж, но точно так же и эстонцы смеются над собой.

Елена Рыковцева: То есть на равных?

Лариса Саванкова: Абсолютно на равных.

Владимир Харченко-Куликовский: Это, наверное, добрая карикатура, когда на Арбате вам предлагают, хотите мы вас так нарисуем? Там же это делается не для того, чтобы сатирически высмеять, а по-доброму подчеркнуть какие-то, наверное, хорошие качества. Я прав?

Лариса Саванкова: Абсолютно по-доброму.

Елена Рыковцева: Я бы очень-очень хотела этот сериал посмотреть. Очень любопытна идея сама, как это у них получилось, интересно. Но мы возвращаемся к «Слову женщине». Конечно, я бы мечтала, чтобы нам сегодня звонили и писали зрители этого сериала, но вряд ли это реально. Не уверена, что среди аудитории такие есть.

Владимир Харченко-Куликовский: А вот посмотрим.

Елена Рыковцева: Посмотрим. Но для того, чтобы все наши слушатели участвовали в разговоре, задам такой вопрос. Да, сразу скажу, что это мексиканский формат, пересаженный на российскую почву,адаптированный. Почему вы считаете, российским сценаристам не удаются истории, связанные с развитием малого бизнеса? «Не родись красивой» - нужно было купить в Колумбии сценарий, чтобы показать историю модельного бизнеса. «Слово женщине» - это кондитерский бизнес, и опять купленная история, пересаженная на российскую почву. Почему бандитские сериалы прекрасно удаются, ничего, по-моему, бандитского покупного для адаптации нет. А с малым бизнесом какая-то проблема. Почему свое не удается?

Владимир, если вы знаете хорошо вот эту мексиканскую первооснову, то в чем разница все-таки с российской версией?

Владимир Харченко-Куликовский: Я думаю, что разница, конечно, есть. И более того, она достаточно радикальна. На самом деле, там история мексиканская про то, как эти наши героини, эти наши мушкетеры в женских телах занимались телевизионной программой.

Елена Рыковцева: Но это тоже бизнес.

Владимир Харченко-Куликовский: Да, это тоже бизнес.

Елена Рыковцева: Немножко другой, но бизнес тем не менее.

Владимир Харченко-Куликовский: И вообще точнее название мексиканской версии - «Слово женщины». Это образно, это как-то емче, но вот у нас немножко – «Слово женщине» - на лозунг похоже.

Елена Рыковцева: Если честно сказать, я считаю, что это единственный серьезный дефект вашего сериала – название, оно все-таки не яркое, даже скорее отталкивающее.

Владимир Харченко-Куликовский: Может быть, это влияет на восприятие изначальное, когда зритель в программе смотрит, возможно.

Елена Рыковцева: Да, феминистическая какая-то пропаганда.

Владимир Харченко-Куликовский: Но мы боролись с тем, чтобы уйти от такого восприятия и все-таки рассказать нашу историю.

Елена Рыковцева: Понятно, что в Мексике другой вид бизнеса. В «Не родись красивой» тоже один бизнес переделывался в другой. В Колумбии - журнал о моде, здесь – дизайнерская одежда. Но важно, что бизнес там и там. Вчем еще отличия?

Владимир Харченко-Куликовский: Мне кажется, что все-таки это дело менталитета. Если в Мексике и вообще на Западе это является давно уже, наверное, естественной частью сознания – заниматься бизнесом, то у нас, хоть и прошло уже 20 лет, как мы в капитализме, все равно, мне кажется, нету той… Это же вековые вещи. Если в Германии пиво варит семья с 1500 года и издают законы по этому поводу, то у нас после вот этого временного провала, я говорю о советском времени, конечно, нет в крови, в генах этого, чтобы мы занимались бизнесом как чем-то себе близким. Для нас бизнес – это только способ выживания сегодня, мне так кажется.

Елена Рыковцева: Я для справедливости нашла в интернете злобную рецензию на ваш сериал. Вот я – поклонница, я смотрю сериал, он мне очень нравится, я считаю его очень правильным, добрым. По крайней мере, я не расстраиваюсь, садясь перед телевизором и заранее зная, что сейчас опять всех перестреляют, перережут. Но надо же было найти себе оппонента, и я его отыскала на сайте «Наш фильм.Ру», его зовут Александр Бабицкий, давайте послушаем.

Диктор: «Разумеется, проект «Слово женщине» рассчитан в первую очередь на женскую аудиторию. Отечественные продюсеры постарались соблюсти рецептуру успешного в Мексике и закупленного многими странами сериала до мельчайших подробностей, чтобы уж гарантированно получить высокие рейтинги. Само собой, были сохранены основные сюжетные ходы, оставлены в неизменности основные действующие лица, даже актрис подбирали по тем же типажам, что и исполнительниц в оригинальном сериале. Из русского в проекте только имена да вывески на магазинах, и в этом-то, как кажется, главная слабость сериала «Слово женщине».

Уже давным-давно никто не пытается предъявлять к мыльным операм какие-то высокохудожественные требования - это не тот жанр, чтобы придираться ко всяким «мелочам» вроде надуманности ситуаций, и наигранного поведения актёров. Но чтобы снимать телефильм, который был бы оторван от нашей действительности ещё в большей степени, чем «Счастливы вместе», нужно было приложить особые усилия. Возможно, в Мексике все эти натужные трагикомические диалоги и истерические сцены в большей степени соответствуют настоящей жизни, всё-таки южная страна, страстные латиноамериканские темпераменты, особый менталитет и всё такое. Но выдавать подобное за нашу жизнь, пытаться представить этих героинь обычными российскими женщинами с обычными российскими женскими проблемами - это, по меньшей мере, забавно.

Удивительно только, что диалоги в сериале произносятся без испанского акцента, потому что мы наблюдаем перед собой типичную мексиканскую историю с типичными мексиканскими характерами. Да, нам в реальной жизни не хватает тёплых эмоций, поэтому когда женщины видят, что едва ли не треть хронометража сериала «Слово женщине» занимают пасторальные поцелуи, их это привлекает. Что же, это вполне понятно и объяснимо, и уже одним этим этот проект оправдал своё существование».

Владимир Харченко-Куликовский: А можно маленький апропо? Я не понял из этой рецензии, речь идет о сериале «Слово женщине» или о сериале «Счастливы вместе»?

Елена Рыковцева: Нет, он еще более оторван от жизни, чем сериал «Счастливы вместе». Я не смотрю «Счастливы вместе», не могу оценить эту параллель. Лариса, я то считаю эту рецензию абсолютно несправедливой, я не вижу никакой Мексики особенной в этом сериале, я это воспринимаю как русский сериал, как историю российского бизнеса, события происходят в Санкт-Петербурге. Я совершенно не понимаю, например, что здесь не российского, учитывая, что бесконечная борьба за существование этого маленького несчастненького бизнеса, бесконечные попытки его закрыть, уничтожить и так далее, все очень по-русски. Вы, когда снимались, разве чувствовали себя мексиканской женщиной?

Владимир Харченко-Куликовский: Донна Роза де Сальвадорес.

Лариса Саванкова: Я вас огорчу, я чувствовала себя только русской женщиной, да я и есть русская женщина, я, рожденная в России, я закончила театральный вуз в России, я работаю в Русском театре и несу миссию русского языка уже 23 года и русской культуры. Суть не в этом. Я хочу сказать, что я не видела никаких мексиканских страстей, я видела в этом чисто русскую историю, и мои партнеры по фильму по-русски на все реагировали. Не было никаких страстей наигранных, все от души и от сердца. Знаете что? Наверное, мнение этого оппонента должно присутствовать обязательно, потому что у каждого человека есть свое мнение, свой взгляд.

Владимир Харченко-Куликовский: Да нет, он просто много смотрит мексиканских сериалов. И через призму теперь мексиканского видения наблюдает за всем остальным.

Лариса Саванкова: Ну, наверное.

Владимир Харченко-Куликовский: Знаете же, красота в глазах смотрящего.

Лариса Саванкова: Я была на гастролях в городе Нижний Новгород, мы оттуда ехали, у нас группа - половина московская, половина петербургская, «Старая дева» - спектакль, с которым мы гастролируем уже 12 лет, замечательные артисты – Инна Чурикова, Зинаида Шарко и Александр Михайлов. И когда мы возвращались, мы с Зинаидой Максимовной, петербургская группа, а Москва ехала отдельно, подходили к вагону. Вы не представляете, я вначале даже не поняла, сколько людей просто подходило и говорило: «Боже мой! Мы едем из Челябинска, скажите, пожалуйста, что сейчас там происходит?» То есть они интересуются, они спрашивают, я даже была как-то немножко обескуражена. И они ко мне подходили и спрашивали, что будет дальше, а какие отношения с Юрием, а сын найдется? Я смотрю, думаю: «Боже мой! Они переживали искренне». Меня это даже очень поразило. И потом, когда мы ехали с Зинаидой Максимовной до самого Санкт-Петербурга, они всю дорогу к нам ходили, спрашивали, брали автографы, Зинаида Максимовна сказала: «Да, оказывается, надо сняться в сериале». И это не русская история после этого?

Елена Рыковцева: Лариса, я вам сейчас расскажу в ответ свою историю, но она похожа чем-то. Я уже 12 лет живу в одном и том же доме, это скромный кооператив в «Чертаново», который когда-то строили два журналистских коллектива двух газет. В нашем доме всю жизнь жил актер по фамилии Песков. Давно, когда стало известно, что у нас живет актер, я спросила: «Это пародист?» Мне сказали: «Нет, это актер, это другой Песков». И вот прошли эти 12 лет, начинается сериал «Слово женщине», и мой муж говорит мне: «Так вот же он, наш сосед, наконец, ты его увидишь». Он-то его знает, потому что смотрит мужские сериалами и здоровается с соседями. А я их не смотрю, и соседей не запоминаю. И вот когда начался сериал, и оказалось, что главный герой живет в моем подъезде, я думаю: «Надо же хоть посмотреть на него в жизни». Но как только пошли первые серии, я тут же решила, что не удастся мне на него посмотреть, потому что если это большой сериал, он, наверное, заработает денег побольше и купит себе квартиру получше. И что же вы думаете? Проходит пара месяцев. Дмитрий Калашников, это ваш муж, Лариса, по сериалу, которого играет актер Александр Песков, оказывается в коме. И мы не понимаем, выйдет он из комы или нет. И я подхожу к своему лифту и вдруг наконец вижу этого актера Пескова, который в одиночку перетаскивает свои вещи из лифта. Уезжает! Я стою над ним, Лариса, и думаю, спросить мне, выйдет он из комы или не спросить? И вы знаете, я сдержалась, не спросила, а он действительно переехал из нашего дома в другой. Потом оказалось, что из комы он все-таки вышел. Вот вам моя история в ответ на вашу.

Владимир Харченко-Куликовский: Вы знаете, я однажды смотрел мельком, работал телевизор, и я прислушивался случайно, это был канал MTV, и я услышал интервью, сидел такой волосатый какой-то, весь в каких-то медальонах, в каких-то цепях, с дредами, в очках, в татуировках рэпер, и журналист задавал ему вопрос. Она спрашивала: «Вот вы знаете, ваш диск продается не очень высокими тиражами, и как вы к этому относитесь, а вот ваш коллега превзошел вас, с точки зрения продаж, и публика его любит гораздо больше, рейтинги его выше, и как вы к этому относитесь?» И этот рэпер сказал следующую вещь, мне очень понравилось, я запомнил: «Вы знаете, добиться популярности у публики не так сложно, попробуйте добиться популярности у своих коллег».

Елена Рыковцева: Да, действительно.

Владимир Харченко-Куликовский: И вот ваша история мне, конечно, импонирует, потому что я думаю, мы все-таки сделали хорошо.

Елена Рыковцева: «Смотрю сериал «Слово женщине», - пишет нам Елена. – Лариса профессиональна, как всегда». Надо же, а я не видела Ларису в других ролях до этого. «Режиссерам не удается снимать про малый бизнес, ибо сценаристы пишут без консультантов из малого бизнеса». Это мнение Елены.

«Потому что правдиво описанный малый бизнес будет слишком походить на криминальный сериал», - Олег пишет.

Владимир Харченко-Куликовский: Верно.

Елена Рыковцева: Все так и есть. Савельева пишет: «Большинство российских сценаристов, которые создают сценарии на бандитские темы, трудно назвать сценаристами. Скорее торговцами, зарабатывающими на кровавой российской тематике, которая понятна большинству нетребовательных российских потребителей. А по малому бизнесу не удается, так как не понятно, что скрывается под этим понятием в России».

Я от малого бизнеса вернусь к роли Валентины Калашниковой, вот пишет слушательница: «Лариса профессиональна, как всегда», то есть она ее знает. Я не знаю актрису, но для меня это открытие. Идеальное попадание в роль, просто стопроцентное! Как получилось, что ее нашли? Ведь давайте, положа руку на сердце, Лариса не обидится, признаемся, что она актриса не такая уж известная, у нее не так много ролей.

Владимир Харченко-Куликовский: Пока.

Елена Рыковцева: Русский театр где-то в Эстонии… Как получилось, что это Лариса?

Владимир Харченко-Куликовский: Ларисочка, а расскажи, как же тебя нашли?

Лариса Саванкова: В течение 12 лет я работаю в замечательном проекте «Старая дева» с такими прекрасными артистами, как Инна Чурикова, Зинаида Шарко и Александр Михайлов. И мы много гастролируем. И в Петербурге мы раз в месяц точно играем этот спектакль. Был проект «Рыжая», помните?

Владимир Харченко-Куликовский: Тоже телесериал.

Лариса Саванкова: Да, и меня пригласили на пробы. Дело в том, что сначала хотела снимать питерская группа этот сериал «Рыжая». Я пришла к ним на пробы, меня позвали. Но сериал снимала уже московская группа. И потом, когда запустили сериал «Слово женщине», пригласили меня попробоваться в этом сериале, вот и все.

Владимир Харченко-Куликовский: Вот и все, вся нехитрая история.

Елена Рыковцева: Все так просто.

Владимир Харченко-Куликовский: Да, и это судьба.

Елена Рыковцева: Это судьба, только вы. Марина Николаевна из Москвы нам звонит.

Слушатель: Я лето провожу в деревне глухой рязанской. Все до единого жители, а их всего 12 домов, смотрят сериалы.

Елена Рыковцева: Несмотря на пожары, да?

Слушатель: Что вы? Как раз даже еще и больше! Но в городе, в котором я живу остальные 8 месяцев, я не видела, чтобы кто-нибудь вообще смотрел сериалы, вообще наши сериалы. А вы говорите что-то о малом бизнесе, о какой-то любовной драме. Вот этот сериал вообще к жизни не имеет никакого отношения, кроме общеизвестных вещей, как покушать, выпить и прочее. Нет идеи ни у одного сериала. Почему вы такие делаете сериалы?

Елена Рыковцева: Вы «Слово женщине»-то смотрите хотя бы чуть-чуть?

Слушатель: Вы знаете, как можно вообще у нас посмотреть хоть один сериал? Я даже не понимаю вас. Я жалею тех людей, которые хотя бы каплю смотрели сериалы.

Елена Рыковцева: Вот представьте себе, Марина Николаевна, у меня все наоборот. На самом деле, я не люблю российские сериалы. А этот я начала смотреть ровно потому, что узнала, что это калька с мексиканского, а значит, точно чего-нибудь закрутят, они это умеют, они эти страсти разведут, и меня это увлечет. Я совершенно сознательно начала смотреть сериал. А сериалы как смотреть? Вы должны себе поставить задачу, что этот сериал вы смотрите, потом надо обязательно посмотреть первые две серии, потом вы будете его уже смотреть через раз, через два, но вы будете его смотреть. Это должна быть задача. Потому что если вы врубаетесь в сериал с пятой серии, вы его точно бросите. Ни один сериал вы не начнете смотреть с какой-то середины. Лариса, вы хоть один сериал видели в жизни, скажите, пожалуйста, честно?

Лариса Саванкова: От начала до конца?

Елена Рыковцева: Ну, по крайней мере, более-менее.

Лариса Саванкова: Знаете, да, это увлекает. Если у тебя есть свободное время между утренней и вечерней репетицией, и у тебя работает телевизор, вы знаете, если он захватывает, значит, там что-то есть, или актерские работы, или сюжет, бывает такое. Я смотрела, например, «Татьянин день» с удовольствием, когда мне удавалось.

Елена Рыковцева: Вот, именно от души, а не по работе.

Лариса Саванкова: От души, конечно, от души. Конечно, мне нравится серьезная драматургия, серьезные фильмы. Я безумно люблю и хотела бы когда-то в перспективе сниматься в серьезных проектах, но вы знаете, я смотрела «Татьянин день» с удовольствием.

Елена Рыковцева: Конечно, для работающего человека смотреть сериал – это не очень реально. Конечно, я не смотрю его с 19 до 20, а смотрю все эти пять серий подряд в субботу, проматывая рекламу, когда вожусь на кухне утром.. Но тем не менее, отказ от сериалов в принципе…Но это правда, ваше личное дело. Людмила из Москвы, здравствуйте.

Слушатель: Что я хочу сказать о сериалах? Они так отталкивают зрителей от телевизора, я бы просто эти сериалы все до единого назвала халтурой.

Елена Рыковцева: Ну, есть и такое дело. Владимир, не по поводу, может быть, этого сериала, по поводу других. Халтура – все дешево, все быстро, давай-давай, одна серия в день – принцип-то общий производства.

Владимир Харченко-Куликовский: Безусловно.

Елена Рыковцева: Есть такой грех.

Владимир Харченко-Куликовский: Это не грех. Я считаю, что это данность, которая сегодня превалирует в нашей индустрии. И если мы уж про бизнес говорили, то это тоже бизнес, но только по-русски, как делаются сериалы у нас. На Западе, например, к созданию сериала подходят очень-очень скрупулезно, там не выходят на площадку, пока у них не готов полностью, не утвержден, не просчитан, не определен и не расписан до мельчайших подробностей сценарий. А у нас зачастую люди, которые хотят заработать на этом, запускают это в производство. Знаете, самолет вылетает – там еще полкрыла недоделано, шасси еще не приварено и так далее. То есть мы находимся как профессионалы в достаточно плачевном, наверное, состоянии, с этой точки зрения. Ты должен управлять этим самолетом, ты должен хотя бы дать ему возможность не разбиться и куда-то долететь. Но с точки зрения производственных обеспечений, с точки зрения финансирования, конечно, это все достаточно грустно. Отсюда мы имеем заявление уважаемых зрителей о том, что сериалы – халтура, надо запретить. Но мне кажется, что со временем, может, я не знаю, большим или маленьким, но эта ситуация должна измениться. И, конечно же, она тоже зависит от зрителя, потому что процесс взаимообратный, и чем больше будет высказываний об этом, чем больше будет требований, чем ниже будут рейтинги у халтуры, тем будет лучше. Тем будет больше необходимость у людей, вкладывающих в этот бизнес деньги, делать это качественно. И режиссер не будет сидеть и краснеть и говорить: «Вы знаете, мне не дали на то, на то, мне не дали такой-то возможности, а я хотел так и так». И в итоге зрители сказали: «Что же вы халтуру здесь нам показываете?» Так или иначе, я говорил уже эту фразу, она мне очень нравится, красота в глазах смотрящего. То есть то сознание, с которым мы вообще смотрим на мир, на окружающих нас людей, на события, очень зависит от нас самих.

Елена Рыковцева: Давайте послушаем Геннадия из Ленинградской области.

Слушатель: Я, конечно, смотрел и слушал единственный сериал, это «Санта-Барбара». Вот он мне очень нравился, и вторично бы хотел посмотреть, действительно американский жизненный фильм. Там показывается такая размеренная жизнь американской семьи. Вот это как-то меня тронуло, это как-то меня задело, он имеет такой познавательный характер. Даже, честно говоря, меня в этом сериале многому научило, как жить. Ну, а наши пока сериалы, конечно, качеством большим не отличаются. Но считаю, что сериалы, конечно, нужны, есть спрос на них. Раз есть спрос, нужно делать. А раз делать – значит, делать более качественно.

Елена Рыковцева: Кстати сказать, это очень важно, я вот сказала, что нужно ставить себе задачу начать смотреть какой-то сериал. Но бывает, что начинаешь смотреть - у меня были такие случаи – и в первой же серии такие отвратительные актерские работы, это такой набор троечников, что тут же бросаешь смотреть. А у вас замечательно играют все.

Владимир Харченко-Куликовский: Это можно смело назвать ансамблем.

Елена Рыковцева: И совершенно новые лица. И если там встречается актер, уже достаточно популярный, известный, то вписывается так хорошо, органично, просто удивительно. Сергей из Москвы, здравствуйте.

Слушатель: Я, когда жил в Америке, смотрел сериал, у нас он идет под названием «Женаты и с детьми». А сейчас наши, наверное, купили лицензию и показывают сериал. Фрагмент я увидел. Сравнив, я понял, что толстые американцы очень тонко смеются сами над собой, над их образом жизни обывателя. Наш сериал я посмотрел, просто жалкое зрелище, это как у нас фонограммная музыка победила. Ну, ужасно, почему занимаем этим телевизионное время?

Елена Рыковцева: Сергей, а чем его занимать? Представляете, сколько времени занимают сериалы. Чем заполнять эфир по-другому?

Слушатель: Давайте поговорим о причинах пожара, политике и так далее, у нас времени не хватит телевизионного. Но только не по-обывательски, как вчера по «Пятому каналу» была передача, все в одну кучу смешали, чтобы набрать рейтинг. Ну, кино посмотрите, документальные фильмы.

Елена Рыковцева: Сериалы в рейтингах и долях смотрения занимают огромное место, и если их исключить, народ взвоет и пойдет на баррикады, революцию сделает.

Владимир Харченко-Куликовский: Конечно, конечно. И смотрят женщины, огромное количество женщин разного возраста смотрят эти сериалы и ассоциируют это со своими историями, со своей жизнью. И если у них это отобрать, я думаю, что это им не понравится. Другое дело, что мы говорили о том, что нужно стараться как можно качественнее делать. Это совершенно справедливо. И мы это делаем и стараемся.

Елена Рыковцева: Лариса, ведь если сейчас начинать искать параллели с жизнью, которые имеются, наверняка, в этом сериале, был бы безжизненный, смотреть было бы невозможно, то мне кажется, что весь пафос его в том, что не надо заниматься малым бизнесом, не лезьте в это дело. Вам как показалось?

Лариса Саванкова: Вы знаете, я сейчас слушаю мнения телезрителей. Мне очень приятно, что русский зритель вообще стремится к совершенству. Мне приятно, что русские телезрители хотят, чтобы были более качественные сериалы. В этом я не слышу какого-то конкретного призыва запретить. Нет, они просто хотят получать лучшее. Я с ними абсолютно согласна. И вы знаете, что касается малого бизнеса, у меня тоже были какие-то свои претензии в отношении сценарного воплощения образа. Если вы начали линию «сильная женщина», то я считаю, что сильная женщина не сдастся до конца, она будет это вести и добьется. Хотя были какие-то варианты, как вы сказали, что и не стоит заниматься малым бизнесом.

Я считаю, что надо, чтобы выпускала наша киноиндустрия сериалы, потому что сериалы учат доброму, хорошему. Мне, например, очень много пишут телезрители.

Елена Рыковцева: Ваш то сериал учит. А соседний совсем не учит. Это очень зависит от того, про что сериал.

Лариса Саванкова: Ну да, я говорю, наверное, все-таки в соответствии с нашим сериалом.

Владимир Харченко-Куликовский: Ну, мы предметно про наш.

Лариса Саванкова: Просто очень много зрителей говорили мне совсем другие слова именно о том, что никогда не смотрели сериалы, и вдруг ввязались, теперь не можем оторваться, потому что нам интересна эта история, непридуманная. И больше всего это зрители из глубинки. Они заканчивают, наверное, работу в 5 часов, они приходят домой, и в 7 часов они дома уже с семьей, смотрят, и им интересны эти судьбы, эти взаимоотношения на производстве и семейные, потому что это всегда волнует женщин. Молодые девочки смотрят, я вообще поражена была, от 13 лет.

Владимир Харченко-Куликовский: Это правда.

Лариса Саванкова: Я даже просто поражена, думала, что будет смотреть более старшее поколение.

Елена Рыковцева: Людмила Михайловна из Москвы, здравствуйте.

Слушатель: Последний сериал, пожалуй, который я посмотрела, это был «Петербургские тайны». Это единственное, что мне более-менее понравилось. Во-первых, подбор артистов, во-вторых, добротно сработанный сюжет по классическому произведению. В этой связи мне бы хотелось сказать, почему бы сценаристам и режиссерам не опираться на российские произведения и советские? Может быть, даже дореволюционные. Прямо перед революцией, наверняка же, было очень много произведений. Да и советских, Эренбург, Гроссман.

Елена Рыковцева: Владимир, действительно, создается впечатление, что на экранизации выделяется больше средств и сил, они действительно более качественные. «Идиот», «Мастер и Маргарита» - великолепный сериал, я считаю. Как-то везет книгам все-таки. «В круге первом» хороший сериал, все как-то дороже выглядит.

Владимир Харченко-Куликовский: Вы сейчас сравниваете немножко разные форматы. Потому что теленовеллы – это огромное количество серий. И естественно, в каждую серию идет меньше средств.

Елена Рыковцева: Там 10, а тут 200.

Владимир Харченко-Куликовский: Конечно. А здесь это все-таки больше кинематографический подход, это можно сказать, телевизионное кино. Есть прекрасные картины в этом формате, есть замечательные, и на нашем материале их достаточно много. Но в чем беда формата теленовеллы, когда его покупают и компиляцию адаптируют? Так это, конечно, в том, что те люди, которые это делают, они особенно на заморачиваются, это проще. Проще купить историю, ее просто быстренько сляпать и пульнуть на очень-очень долгое время в эфир, чтобы получать с этого очень-очень долго и много. Конечно, я вижу главную беду вот таких длинных историй. И смешивать здесь… Есть «Запорожец», а есть «Мерседес», есть турецкая одежда, есть «Гуччи». Это вот такого же, видимо, дела вопрос.

Елена Рыковцева: Послушаем Галину Павловну из Москвы.

Слушатель: Не хочу обидеть никого, особенно артистов, которые тоже зарабатывают свой хлеб тяжким трудом. Но, отвечая на ваш вопрос, чем занять? Вы выполняете заказ именно занять, затуманить головы и так уже оболваненных людей. И действительно, если у вас есть такая возможность, правдами и неправдами занимать такое большое время в эфире, пропагандируйте русское искусство. Это же так легко. И в конце концов, это смысл жизни.

Владимир Харченко-Куликовский: Абсолютно согласен я с этим мнением, абсолютно согласен. Но я не согласен только с тем, что это очень легко. Все хорошее, все доброе, светлое и настоящее в наше время сегодня приходится отстаивать, отвоевывать и побеждать. И это не так легко, как вам кажется.

Елена Рыковцева: Лада пишет: «Полностью не согласна с предыдущими мнениями. Сериал смотрят, более того, создают Фан-клубы, очень хороший сериал». Лидия Георгиевна из Москвы, здравствуйте.

Слушатель: Я немножко смотрю этот сериал, и вообще смотрю сериалы. Я смотрю «Обручальное кольцо», там героиню режиссер превратил в проститутку. Она уже меняет пятого мужа, всех любит.

Владимир Харченко-Куликовский: Да, есть такое дело.

Слушатель: Я не знаю, что он хочет этим сказать. Я смотрю ради интереса, чтобы узнать, что хочет сказать этим режиссер? А еще «Дыши со мной» интересно было смотреть, а в конце вместо того, чтобы она осталась с мужем, она пошла к любовнику.

Владимир Харченко-Куликовский: Это вас разочаровало?

Слушатель: Разрушает семью. Что хочет сказать этим режиссер? Разве можно такой фильм пускать? Ну, хороший фильм, до конца смотрели, ну, хотя бы чтобы она осталась с мужем, чтобы таким образом это было морально, не разрушать семьи. Я хочу ваше мнение узнать.

Владимир Харченко-Куликовский: Вы правы абсолютно по поводу того, что нужно, конечно, говорить о семейных ценностях сегодня, потому что семья – это, наверное, последний оплот нравственности и любви в целом. Я уже ответил предыдущей женщине, это очень непросто, потому что зло, как правило, более изощренно, вооружено. Вообще, поле битвы человека – между добром и злом. И это сказывается и на сериалах.

Елена Рыковцева: «По-моему, сериал снят потрясающе, интересно продолжение. Мне 12 лет, и я не могу оторваться. Лариса играет гениально». Я вообще терпеть не могу рассказывать подробности из своей личной жизни, но второй раз за этот эфир должна упомянуть своего супруга, который, если смотрит сериалы, то исключительно мужские, а вот этот сериал «Слово женщине» смотрит истерически.

Владимир Харченко-Куликовский: Что значит истерически?

Елена Рыковцева: Значит смотрит.

Владимир Харченко-Куликовский: Запоем.

Елена Рыковцева: Какой смысл я вкладываю в это слово? Например, если я смотрю его в записи, то он, когда собирается ехать на дачу в пятницу вечером, сначала досмотрит его в прямом эфире с 7 до 8, а потом только поедет.

Владимир Харченко-Куликовский: Это приятно слышать.

Елена Рыковцева: Это первый случай в нашей семейной жизни, когда мы смотрим один и тот же сериал. Светлана Ивановна пишет: «Владимир Путин велел снять фильм об Анне Чапмен, и чтобы был очень хороший режиссер, и чтобы была хорошая актриса. Заказ получен, ждем шедевра». Светлана Ивановна, я ничего об этом не знала, но это очень интересно.

Владимир Харченко-Куликовский: Это откуда, интересно, информация?

Елена Рыковцева: Лариса, задам один вопрос личный. Вы настолько естественный образ создаете, что совершенно забываешь, что это актриса перед вами. Такое ощущение, что вы себя играете. Или это очень обманчивое впечатление?

Лариса Саванкова: Я даже не знаю. Мне кажется, что у любой женщины, а тем более женщины-актрисы, есть что сказать. И одна тема может просто попасть в десятку с образом, а другая абсолютно нет. Главное, создать впечатление.

Елена Рыковцева: Вы одним словом скажите, это вы?

Лариса Саванкова: Ну, а кто же?

Елена Рыковцева: Все понятно. Мы заканчиваем передачу, в которой обсуждали сериал «Слово женщине». Он еще долго будет идти.

Владимир Харченко-Куликовский: И дай ему Бог больших рейтингов!

XS
SM
MD
LG