Ссылки для упрощенного доступа

Тарас Шевченко как "украинское все"


Виктор Янукович во вновь открытом музее Тараса Шевченко (Канев, 23 августа 2010 года).
Виктор Янукович во вновь открытом музее Тараса Шевченко (Канев, 23 августа 2010 года).
В украинском городе Каневе в рамках торжеств по поводу 19-й годовщины провозглашения независимости страны после масштабной реконструкции открыт музей Тараса Шевченко, не работавший семь лет. В Канев на церемонию открытия выехал президент Украины Виктор Янукович, по распоряжению которого полгода назад музею в срочном порядке выделили около 13 миллионов долларов.

Тарас Шевченко, скончавшийся в 1861 году в Петербурге в возрасте 47 лет, в Каневе похоронен – на Черничей горе над Днепром.

О музее Тараса Шевченко в интервью Радио Свобода рассказала его старший научный сотрудник Татьяна Мациевская:

– На втором этаже здания расположены материалы о жизни Шевченко, а первый этаж рассказывает, в частности, о том, как перевозили его тело из Петербурга в Канев, где перезахоронили.

Сегодняшний музей – это музей уже европейского стиля, с новыми музейными технологиями, большими плазменными экранами, инфокиоском. Экспозиция была сделана буквально за несколько месяцев, и новая украинская власть обратилась к имени Шевченко потому, что понимает: сюда действительно очень много людей идет, не только украинцев, а людей разных национальностей. Фактически это действительно то место, куда люди не просто идут ради того, чтобы поставить себе плюсик за "культурную поездку", а, конечно, ради того, чтобы на могиле Шевченко как бы духовно очиститься.

Когда-то я шла по ступенькам, впереди меня шли молодые мужчины и вспоминали на очень красивом украинском языке о том, как их в школьные годы привезли на могилу Шевченко, а сейчас они ничего с того времени не помнят, кроме этих ступенек. Но сегодня они как бы осмысленно поднимаются и вот ощущают ту духовность, которая здесь витает над Черничей, теперь уже Тарасовой горой. Это высшая степень одухотворения. Поэтому сюда приезжают многие художники, говорят, что легко здесь рисуется, поэзия легко здесь пишется.

Музей в Каневе открыли в 1939 году, когда согласно решениям партии Шевченко считался главным украинским поэтом, воспевавшим дружбу российского и украинского народов, вместе страдавших под игом царизма. Как выглядит фигура Шевченко сегодня? Об этом рассуждает петербургский литературовед Яков Гордин:

– Это большой поэт с огромным поэтически темпераментом, что чрезвычайно важно. Чрезвычайно эмоционально напряженный. Это главное его качество, которое привлекало к нему всегда украиноязычных читателей, потому что, конечно, для русского читателя он такого интереса не представлял.

– Главное в творчестве Шевченко это гражданская лирика, патриотические стихи?

– Он был поэтом в значительной степени национального и социального реванша. Шевченко необычайно остро переживал драматическую судьбу Украины. Вольной Украины, которая попала потом в систему железной имперской структуры, когда пришло крепостное право, Украины, которая страдала от поляков. Главные его вещи, кроме хрестоматийного стихотворения "Завещание", это "Гайдамаки", это большие поэмы огромного трагического накала и, в общем, призывающие к отмщению за трагическую судьбу Украины.

– Шевченко родился в семье крепостных крестьян, но его, кажется, выкупили петербургские писатели, пораженные его талантом. Как Шевченко чувствовал себя в этих рафинированных литературных кругах?

Тарас Шевченко, автопортрет (1847 год)
– Было такое двойственное отношение. Конечно, как человек благородный, он был благодарен, безусловно, и Жуковскому, и всему этому кругу петербургской литературной интеллигенции, которая не без труда, надо сказать, добилась для него свободы. Но при этом он все-таки, очевидно, ощущал себя вообще в русском обществе не своим человеком. Главные его интересы были все-таки там, на Украине, в истории Украины, в судьбе Украины. Он же и попал, собственно говоря, в солдаты из-за участия в полулегальном обществе. Не это там было главным, а главное было то, что он в своих стихах обидел императрицу, действительно довольно зло о ней написав, и Николай Первый ему этого не простил.

– Тарас Шевченко был канонизирован советской официальной пропагандой, идеологией, идеологизированной литературой: памятник в Москве, набережная в Москве, громадный музей на Украине, естественно, в Киеве памятник и все сопутствующие этому символы посмертной славы. В пантеоне советской украинской литературы ему, конечно, принадлежало первое место впереди Ивана Франко и Леси Украинки. В какой степени такое понимание его как представителя братского украинского народа соответствует действительности?

– Советское литературоведение могло из кого угодно сделать что угодно. Разумеется, он не был проповедником братского народа. Знаменитое его сильное стихотворение "Завещание" - пусть его похоронят над Днепром, на Украине милой, а потом "вставайте, цепи разорвите и горячей вражьей кровью волю окропите" – вот очень характерные строчки. Конечно, главным врагом для него был русский царизм, а не русский народ, но именно русский царизм.

– Шевченко был человеком парадоксальной, сложной судьбы, человеком изломанной жизни. Это как-то сказалось на его характере?

– Судьба действительно была очень тяжелая. Многолетняя солдатчина с запретом писать и рисовать. Ведь Николай специально приказал запретить ему писать и рисовать. Его собственная судьба накладывалась, конечно же, на судьбу Украины в его представлении. И эта судьба и эти представления о трагедии Украины порождали, можно прямо сказать, жестокость многих его стихов. Вот я упомянул "Гайдамаков", это страшная поэма с описанием кровавых расправ. Гайдамаки – это такие вольные казаки, собственно говоря, разбойничьего типа, которые мстят польскому мирному населению, в том числе за тяжелую судьбу своей родины. Страшные и такие вдохновенно-кровавые описания. Конечно, его трагическая судьба накладывала отпечаток и на характер его творчества.


Этот и другие важные материалы итогового выпуска программы «Время Свободы» вы можете найти на странице «Подводим итоги с Андреем Шарым»

XS
SM
MD
LG