Ссылки для упрощенного доступа

Интервью с интересным человеком (Великий Новгород)


Светлана Жохова: У нас в гостях Мария Курбанова, историк, археолог, сотрудник научно-просветительского центра "Наследие", заместитель начальника раскопа на Ярославовом дворище в Великом Новгороде.

Престижна ли профессия археолога сегодня?

Мария Курбанова: Профессия вызывает живой интерес у тех, кто с ней соприкасается. Но если брать статистику людей, которые поступают на соответствующие кафедры, то, конечно, процент поступающих студентов и заканчивающих и остающихся в профессии гораздо ниже, чем это было, например, в 70-е – 80-е годы, когда был такой археологический бум, когда по всей стране несколько крупных экспедиций функционировало. А сейчас очень мало народу после окончания обучения остаются работать в профессии. Если навскидку говорить, то из 10 человек, может быть, 2-3. Из этого исходя, наверное, нельзя сказать, что профессия сейчас является престижной. Скорее, туда идут энтузиасты, любители своего дела и романтики отчасти.

На современном этапе археолог должен быть не только хорошим специалистом, который знает свою научную тему и методику работы и тщательно следует ей, но должен быть еще и хорошим менеджером, хорошим управленцем. Отчасти уметь быть пиарщиком своих работ, знать какие-то основы файндразинга, уметь привлекать дополнительные источники. Поэтому профессия становится все более и более многогранной.

Светлана Жохова: С какими проблемами сталкиваются археологи сегодня?

Мария Курбанова: Если отбросить в сторону проблемы, связанные с какими-то узкими научными вопросами, главная проблема – это организационная и связанная, конечно, с финансированием. Потому что очень сложно сейчас найти соответствующих спонсоров. В основном это грантовые источники, различная поддержка от федеральных учреждений, организаций. Например, Минкультуры реализует ряд программ, которые позволяют исследователям получать гранты и государственные контракты, и с помощью них выполнять какие-то работы. Но чтобы это все получилось, нужно провести огромную серьезную и сложную работу, на которую не у всех хватает и времени, и сил.

Светлана Жохова: Мария, вы сейчас говорите более глобально. А вот если касаться именно вашего дворищенского раскопа. С какими локальными проблемами вы сталкиваетесь?

Мария Курбанова: Это отсутствие финансирования. Причем, здесь можно назвать такую проблему нестыковки юридических каких-то моментов. Например, мы обращались к мэру города. И он был готов поддержать наш раскоп и выделить средства, но земли, на которых находится памятник федеральный, муниципальный бюджет просто не может выделить деньги на это. Тут мы нашли, наконец, общий язык с музеем, который нам в этом году обещал поддержку. Надеюсь, что работать будем. Потом есть еще ряд организационных вопросов. Например, прошу прощения за такую интимную подробность, как вопрос посещения туалета. Городские службы уже второй месяц не могут решить вопрос – можно ли детям, которые работают на раскопе, бесплатно посещать общественный туалет. Бьемся, пишем письма.

Часть культурного слоя у нас складируется в мешках. Очень сложно объяснить ряду чиновников, что это не мусор, это культурный слой, который в процессе исследования находится. В последнее время ситуация начинает двигаться с мертвой точки. Я благодарна всем, кто идет нам навстречу. Сейчас уже можно говорить о том, что поддержка все-таки есть. Но дается это все довольно тяжелым трудом.

Светлана Жохова: Какие рычаги воздействия вы сейчас используете? Как можно добиться относительного хотя бы финансирования? Может быть, вы сами себя каким-то образом окупаете?

Мария Курбанова: Сами себя мы не окупаем. Это маловероятно. Первые месяцы мы работали вообще на голом энтузиазме просто потому, что болит душа за памятник. Большое чувство ответственности за объект, на котором мы работаем. Мы просто не можем здесь все бросить.

А каким образом мы находим взаимопонимание и то, что называется, рычагами – это переговоры, это попытки объяснить, которые, слава Богу, увенчались успехом.

Помимо раскопа мы еще занимаемся не только археологическими работами, но еще и образовательную программу ведем. В начальной стадии находится детский кружок краеведческий, который называется "Окна в прошлое". Надеюсь, что с сентября мы уже сможем полноценно его запустить. Будем рассказывать детям об истории Новгорода, об археологии Новгорода, учить методике работы, если кому-то это будет интересно, кто-то захочет впоследствии заняться археологией вплотную, показывать какие-то основы консервации и реставрации, что можно делать в полевых условиях, не прибегая к помощи специалистов. Очень надеемся, что впоследствии мы этот детский школьный кружок сможем расширить и выйти уже на какой-то студенческий уровень. Так что, перспектив и планов много.

XS
SM
MD
LG