Ссылки для упрощенного доступа

Авторские проекты

Вся власть дворянам?


Заседание первого Сейма Польши. 1182 год
Заседание первого Сейма Польши. 1182 год
Польские политики, чтобы завоевать симпатии избирателей, все чаще вспоминают о своем дворянском происхождении, истинном или мнимом. Иногда это приводит к возникновению забавных ситуаций, а иногда, действительно, помогает получить голоса на выборах.

Депутат сейма Польши Яцек Богуцкий не стесняется прийти на сессию парламента в кунтуше – старинной верхней одежде с прорезными рукавами, которую еще столетия назад дворяне носили поверх кафтана, подпоясываясь поясом из дорогой ткани. В парламенте европейской страны в XXI веке это выглядит довольно экзотично, но крайнего удивления ни у кого не вызывает.

– Бывают такие случаи, когда депутаты приходят в парламент в странных костюмах. Например Эльжбета Радзишевска, министр по делам равноправия мужчин и женщин, раз в год – на праздник урожая – появляется в Сейме в народном костюме. Думаю, политики таким образом хотят привлечь внимание телекамер, прежде всего. Но депутат Богуцкий, который пришел на сессию парламента в кунтуше, и в самом деле активно занимается возрождением шляхетских традиций, – говорит польский публицист Виктор Ферфецкий, пристально наблюдающий за тем, как политики используют в рекламных целях свое происхождение.

Некоторые современные польские политики – потомственные дворяне. Например, президент страны Бронислав Коморовский – граф. Этот титул был пожалован его предкам еще в 1469 году. Коморовский – в 80-е отважный борец с коммунистическим режимом – часто и охотно говорит о своей семье, о предках, которые действительно были заслуженными и известными в Польше людьми. Вот фрагмент рекламного ролика с участием Коморовского, снятого во время последней президентской кампании: "Я – сын храброго народа. Мои отважные предки сражались во всех войнах, участвовали во всех национально-освободительных восстаниях. Моя жена вырастила пятерых детей хорошими людьми, несмотря на трудные условия. Поэтому, если кто-то спросит меня: "Что самое важное в жизни?" – я отвечаю: храбрость и семья".

По мнению некоторых экспертов, тема происхождения Коморовского была преднамеренно использована в избирательной кампании.

– Впервые это было сделано с умом, – полагает Виктор Ферфецкий. – В Польше уже есть политик, который ассоциируется со спортом, с футболом, – это премьер-министр Дональд Туск. И было решено создать образ политика, который ассоциируется с аристократией. Не обошлось, правда, без осложнений: представители Союза польской шляхты заявили, что предки Коморовского добились титула обманом. Однако эта информация особо не распространилась. Разве что в таблоидах, которые читают несколько миллионов поляков.

Случается и так, что частое упоминание о своем дворянском происхождении становится для политика проблемой. Когда депутат Сейма Ружа Тун баллотировалась в парламент в 2007 году, оказалось, что ее полная фамилия – Ружа Мария Графин фон Тун унд Голенштайн – с трудом умещается в бюллетене для голосования.

– Над Ружей Тун посмеивались депутаты от оппозиции, особенно депутат Европарламента Рышард Чарнецкий. Но через несколько дней судьба над ним посмеялась. Депутат Чарнецкий родился в Лондоне, и в документах записан как Ричард Генрих Фрэнсис Чарнэцки. Так что в бюллетене было не Рышард, по-польски, а Ричард – по-английски, – рассказывает Виктор Ферфецкий.

Дворянским происхождением могут похвастаться несколько польских парламентариев – Марек Суский, Стефан Несёловский, Збигнев Ромашевский. Но, отмечает Виктор Ферфецкий, своим шляхетским происхождением часто хвалятся малоизвестные политики:

– Например, Аркадиуш Чарторыйский, который, несмотря на свою фамилию, вовсе не является потомком князей Чарторыйских. Существует четыре семьи с такой фамилией, которые между собой не связаны, и он как раз принадлежит к одной из наименее значимых. Тем не менее Аркадиуш Чарторыйский фотографируется в средневековых одеждах, принимает участие в рыцарских турнирах в качестве солдата Варшавского княжества...

Интересно, что потомки князей Радзивиллов – самого могущественного и зажиточного когда-то рода Речи Посполитой – также играют в нынешней Польше важную роль. Но не в политике. "Из поколения в поколение нам передавалась традиция трудолюбия. Я считаю, что воспитание важнее, чем гены, и уж точно важнее фамилии", – говорит известный врач Константы Радзивилл.

Материалы по теме

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG