Ссылки для упрощенного доступа

Дмитрий Медведев не боится цен


Президент России оценивает ситуацию на продовольственном рынке оптимистично
Президент России оценивает ситуацию на продовольственном рынке оптимистично
Рост цен на продукты в России должен стать предметом расследования для Генеральной прокуратуры, Федеральной антимонопольной службы и МВД, – заявил президент России Дмитрий Медведев в Саратове, на заседании президиума Госсовета, посвященном ценам на основные продукты питания.

Президент Медведев подчеркнул, что обеспечение граждан продовольствием является государственным приоритетом. И сообщил: Россия располагает достаточными запасами зерна для внутреннего потребления, предпосылок для возникновения дефицита продуктов и их подорожания нет. Однако из некоторых российских регионов поступает информация о том, что цены уже существенно выросли.

Из Саратова передает корреспондент Радио Свобода Ольга Бакуткина:

– Прибывший накануне на военный аэродром в Энгельсе, Дмитрий Медведев переночевал на турбазе "Нива" Марксовского района. Утром посетил город Маркс, племсовхоз "Трудовой" и попробовал спелый арбуз на бахче. Затем заехал на рынок. О беседах с людьми он рассказал на заседании президиума Госсовета. Корреспондент РС также пообщался с горожанами – на улицах. Их разговоров выяснилось, что яйца, например, подорожали почти вдвое. Вырос в цене и сахар. А гречка вообще исчезла с прилавков.

На заседании Госсовета глава Минсельхоза Елена Скрынник заявила, что рост цен на хлеб в ряде регионов на 10-20 процентов имеет спекулятивный характер. По словам Скрынник, прямой зависимости цен на хлеб от цен на зерно нет. Но вот что сообщает с Камчатки корреспондент Радио Свобода Ярослав Мельник:

– Хлеб в Петропавловске-Камчатском уже подорожал минимум на 2,5 рубля. Отпускные цены на свою продукцию повысил Городской хлебокомбинат, крупнейшее предприятие по выпечке хлеба в регионе. Это вынужденная мера, сообщил директор предприятия Вадим Повзнер. По его словам, цены на муку и зерно повысили поставщики. Причина – засуха в Центральной России, как следствие, значительные потери урожая. Учитывая наценки, которые делают частные предприниматели, в рознице цена булки может вырасти на 3-3,5 рубля. Если раньше хлеб в магазинах Петропавловска стоил 25-27 рублей, то сейчас – 30 рублей. При этом, как отмечает Вадим Повзнер, цены на так называемый социальный хлеб, пшеничный, из муки первого сорта, остались неизменны – 19 рублей. Директор хлебокомбината не исключил, что поставщики вновь могут поднять расценки, тогда до Нового года хлеб снова подорожает. На Камчатке предприниматели предполагают, что пойдут в рост и цены на другие продукты питания, поскольку производители в центральных районах страны подняли цены на мясо и молоко в связи с подорожанием кормов. Тем временем камчатское управление Федеральной антимонопольной службы начало проверку по факту повышения цены на хлеб.

* * *
Согласно последней редакции закона о торговле, если социально значимые продукты в течение месяца подорожали на 30 процентов, правительство вправе ограничить максимальную цену на срок 90 дней. Научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин считает, что это не лучший выход из положения:

– Я бы не торопился. Потому что в данном случае нормы закона вступают в противоречие с законами рынка. Страна пережила небывалую засуху, такие вещи случаются редко. Положение фермеров очень тяжелое. Сейчас вы введете регулирование розничных цен – это все передастся на уровень фермеров, они не смогут, по крайней мере, частично, покрыть убытки от засухи… Какое-то повышение цен, очевидно, неизбежно. Я бы сейчас потратил бы деньги на пополнение интервенционного фонда, в том числе за счет государственных закупок за границей.

Замораживание или ограничение цен на основные продукты может привести к их дефициту и росту спекулятивных настроений, считает лидер партии "Яблоко" Сергей Митрохин. Он и его коллеги готовы предложить более современные методы, соответствующие рыночной экономике:

– Речь идет о так называемых зерновых интервенциях, которые производятся за счет резервных запасов. То есть часть этого резервного зернового фонда государство должно вбросить на рынок через специально организованные зерновые биржи. Разговоры о замораживании цен крайне опасны, потому что это просто-напросто приведет к дефициту и спекуляции. Некоторое количество людей сделает на этом огромный теневой бизнес. В результате у нас в дополнение к нефтяным и металлическим олигархам появятся еще и зерновые олигархи. Те, кто лоббируют эту идею, по-видимому, преследуют именно такую цель.

Учитывая грядущие выборы, руководство страны оказалось в сложной ситуации, считает член научного совета Центра Карнеги Николай Петров. С одной стороны засуха, снижение урожая и, как следствие, диктуемое рынком повышение цен. С другой – желание выглядеть в глазах граждан защитниками их интересов.

– Естественным результатом засухи, неурожая является рост цен. Если пытаться бороться с этим, директивно запрещая торговым сетям повышать цены, то непонятно, кто в этом случае реально будет нести расходы. И тогда это чревато исчезновением соответствующих продуктов. Здесь, мне кажется, действовать нужно довольно осторожно. К сожалению, опыта такого рода у правительства практически нет. Но нужно учитывать, что все-таки мы живем уже в условиях рыночной экономики. Попытки директивного в нее вмешательства могут приводить к негативным последствиям – и, в первую очередь, когда речь идет о попытках директивного сдерживания цен. У правительства, особенно в преддверии выборов, естественно, есть искушение выглядеть борцом за народ и командовать бизнесу продавать продукты по более низким ценам. Но это может лишь обострить ситуацию, – предупреждает политолог Николай Петров.

Между тем, Дмитрий Медведев заявил, что по поводу ситуации с ценами на продовольствие он настроен, скорее, оптимистично. По его словам, месяц, в ходе которого стало ясно, что могут возникнуть трудности на продовольственном рынке, "не потерян зря". Глава государства пообещал не снимать эту тему с личного контроля.
XS
SM
MD
LG