Ссылки для упрощенного доступа

Что случилось с Николаем Алексеевым?


Николай Алексеев, активист ЛГБТ-сообщества
Николай Алексеев, активист ЛГБТ-сообщества
Загадочная история произошла с известным российским гей-активистом Николаем Алексеевым. В среду он был задержан в аэропорту Домодедово перед рейсом в Женеву, а затем исчез. Друзья Алексеева не могут связать с ним, но с его мобильного телефона агентство "Интерфакс" получили смс-сообщения о том, что Алексеев якобы находится в Минске, намерен просить в Белоруссии политическое убежище и решил отозвать иски из Европейского суда по правам человека на запрет московскими властями гей-парадов.

Член движения "Солидарность" Алексей Давыдов провожал Алексеева в аэропорт. Он считает, что сообщения в "Интерфакс" посылает кто-то другой, а сам Алексеев похищен:

– Мы с моим другом и соратником Михаилом проводили его до Павелецкого вокзала, где посадили на экспресс Москва – Домодедово. Он уехали и прислал мне со своего российского телефона СМС, что он находится в аэропорту. И через некоторое время сообщил, что к нему подошли сотрудники милиции во главе с начальником охраны, неким Хаустовым. Николай уже прошел через терминал, и вдруг ему сообщили, что у него какие-то проблемы с багажом. Велели представителям авиакомпании снова выдать ему багаж, увели в комнату и там сдали на руки каким-то непонятным людям. Он сказал, что успел сообщить об этом во все СМИ.

С 19:04 у меня прервалась с ним связь именно по российскому телефону. Потом мне стали приходить СМСки, только почему-то со швейцарского телефона, где он мне сообщил, что его вывезли за 600 км от Москвы и требуют подписать бумаги об отзыве жалоб из Европейского суда по правам человека о запрете Лужковым всех мероприятий гей-сообщества в Москве. При этом на мой вопрос – подписал ли он что-нибудь? – он мне категорически ответил, что, нет, не подписывал. После этого пошли совсем другие сведения. В "Интерфаксе" вдруг оказалась информация, что жалобы отозваны. И это вызвало у меня подозрения.
Мы считаем, что Николай Алексеев до сих пор где-то насильно удерживается, что СМС, которые он писал, либо он пишет под чьим-то давлением, либо это пишет совсем другой человек, посторонний

Сегодня, общаясь по этому номеру СМСками с человеком, который выдает себя за Николая Алексеева, я задал ему вопрос, ответ, на который знали только два человека – я и он. Он трижды проигнорировал этот вопрос. Я ему написал, что если он мне не ответит на этот вопрос, то я в СМИ буду сообщать, что все, что идет с этого номера телефона, – это провокация, и я общаюсь не с Николаем Алексеевым. Аналогичная ситуация была также у Анны Комаровой, которая провела такую же проверку. С тех пор у нас никакой связи нет. Поэтому мы считаем, что Николай Алексеев до сих пор где-то насильно удерживается, что СМС, которые он писал, либо он пишет под чьим-то давлением, либо это пишет совсем другой человек, посторонний. Теперь его почему-то "поместили" в Белоруссию – реально или виртуально. Потому что именно там у нас имеет свойство внезапно и без вести пропадать люди для того, чтобы мы не искали его в России.

В связи с этим мы беспокоимся уже не только за здоровье, но и жизнь Николая Алексеева. Поэтому мы обращаемся ко всем, кто может как-то помочь распространять информацию или оказать какое-то давление на власти России, к правозащитникам и гражданским активистам, чтобы они требовали от российских властей сообщить, что произошло, что за беспредел творится, где находится Николай Алексеев, в каком он состоянии.

– Вы видели сообщения со ссылкой на аэропорт "Домодедово" о том, что Николай якобы отказывался пройти полностью пограничный контроль?

– Это какой-то идиотизм. Почему? Потому что у Николая Алексеева столько часов перелета… Он же знает все правила перелета. При этом, надо сказать, что когда мы приехали в аэропорт, нас было четверо (я, Николай Баев, Михаил Скачков и Аня Комарова), мы прошли все службы – от стола информации, отделения милиции, таможенные службы, пограничные службы – и спрашивали: был ли у вас хоть какой-нибудь конфликт на какой-нибудь почве с человеком по фамилии Николай Алексеев? Нам все говорили – никаких конфликтов не было. Если бы кто-то кого-то снял с рейса или задержал, мы бы знали. И вдруг только вчера, спустя сутки, пресс-секретарь службы аэропорта вдруг сообщает, что, да, оказывается, был конфликт. Извините, это просто глупо.

– Что вы думаете, кто за этим стоит? Зачем похищать человека в таком странном месте, в аэропорту, перед посадкой на самолет в Женеву?
Для того чтобы он сделал заявление о том, что забирает иск из Европейского суда по правам человека, его должны были пытать

– Я думаю, что за этим стоят российские спецслужбы. Кто их натравил? Или федеральная власть, или Юрий Михайлович Лужков, который хотя и находится в опале, но еще очень самоуверенно себя ведет. Сделано это, потому что российская сторона проигрывает иск в Европейском суде по правам человека, что приведет к определенным последствиям, им придется менять законодательство. Им придется реально защищать сексуальные меньшинства, что ударит по их рейтингу. Потому что эта мера будет воспринята в традиционном сообществе России очень непопулярно. Это подмочит репутацию России. Если Россия не будет выполнять решения Европейского суда, последуют санкции. Поэтому, не справившись юридически и по закону, они решили прибегнуть к насилию, что очень часто бывает в нашей стране. Если не получается по закону, то делают по понятиям. Поэтому я не сомневаюсь, что за этим стоят спецслужбы, только не знаю, не могу точно сказать федеральные или правительства Москвы.

– Вы абсолютно исключаете возможность того, что все эти странности объясняются какими-то его личными причинами, скажем, нервным срывом?

– Николай Алексеев уезжал отсюда совершенно в нормальном состоянии. У него было настроение, что называется, деловое. Мы обсуждали с ним акцию 21 сентября, на которую сегодня, кстати, наконец-таки, нам выдали бумагу, что она не согласована. У Николая Алексеева бывали какие-то периоды разочарований, но он всегда вел себя очень адекватно. Поэтому разыгрывание такого спектакля – это не в его стиле. Все, что он мог сделать, – это просто перестать заниматься этими делами, вот и все. Все, что он мог сделать, – просто-напросто улететь в Женеву и больше никогда не возвращаться. Если человек в здравом уме представит, что он начал такие комбинации, это говорит о том, что по нем психушка плачет.

Член оргкомитета московского гей-парад Анна Комарова согласна с этим выводом:

– Николай – сильный и принципиальный человек. Он абсолютно вменяемый. Он абсолютно логичный. Он абсолютно разумный. Для того чтобы он сделал заявление о том, что забирает иск из Европейского суда по правам человека, его должны были пытать. Я не могу другой причины назвать – только так. Он не мог этого сделать. Либо это пишет не он. Либо его заставляют писать. Но я все-таки склоняюсь к варианту, что пишет вообще не он.

Франция обратилась к России с просьбой предоставить свободу передвижения Николаю Алексееву. Это обращение стало одним из вопросов, обсуждавшихся на встрече министра иностранных дел Франции Бернара Кушнера и его российского коллеги Сергея Лаврова. "Франция выражает свою глубокую озабоченность задержанием Алексеева в Москве в том время, как он должен был прибыть в Женеву, – заявил на пресс-конференции представитель МИД Франции Бернар Валеро. – Мы призываем российские власти уважать право собраний и слова и не притеснять Алексеева".
XS
SM
MD
LG