Ссылки для упрощенного доступа

Великий немой на балетной сцене


Чарли Чаплин вдохновит композиторов
Чарли Чаплин вдохновит композиторов
Московская консерватория объявила конкурс композиторов на написание музыки к балету, тема которого обозначена как "Чарли Чаплин и эпоха немого кино". Произведение победителя будет поставлено в одном из ведущих театров России, а исполнительницей главной роли станет прима-балерина Большого театра Мария Александрова, которая и инициировала конкурс.

Либретто к балету о Чаплине уже написано, но до поры его никому не показывают. Балетмейстер, готовый взяться за дело, тоже имеется, однако его имя пока неизвестно. Конкурс решено проводить в два тура. На первом этапе нужно сочинить три фрагмента, продолжительностью не более 10 минут. И вот заданные темы: Чаплин на вокзале, уезжает на съемки;
Чаплин и девушка (это, разумеется, лирический дуэт) и, наконец, массовая сцена на съемочной площадке эпохи Великого Немого. После того, как партитуры и аудиозаписи будут рассмотрены, жюри отберет трех композиторов для второго тура. Вот им-то и раскроют все карты, ведь этим трем предстоит писать музыку крупной формы. Председатель Союза композиторов России Владислав Казенин благосклонно отнесся к конкурсу, но счел нужным предостеречь:

– Проект, конечно, очень любопытный, но очень сложный. Потому что Чаплин и его эпоха вызывают в сознании определенные музыкальные ассоциации, и это была прекрасная музыка – вспомните "Огни большого города", чаплинскую музыку. Не все понимают, что он действительно был замечательным музыкальным сочинителем и вообще личностью уникальной, на которую сегодня нужно смотреть с каких-то других позиций. И я думаю, что молодежь должна ухватиться за этот материал, испытать себя в этом жанре.

Балерина Мария Александрова рассказывает, как рождалась идея конкурса:

– Я вдруг задумалась о том, что бы мне хотелось станцевать. Я стала понимать, что мне нужна музыка, которая была бы написана с определенной задачей. Сейчас нет и 10 композиторов, которые пишут для балета. Почему мы выбрали именно балет "Чаплин"? Потому что Чаплин действительно близок всем, каждому, и его творчество дает почву для очень-очень разных музыкальных экспериментов. Эта тема понятна всем: русскому, китайцу, американцу, японцу, кому хотите. Да и сама эта эпоха позволяет комбинировать разные стили и разные сочетания, брать даже какие-то цитаты.

Первый тур пройдет в кратчайшие сроки – свои предложения композиторы должны представить не позднее 20 октября, и, несмотря на некоторое недовольство музыкантов, Мария Александрова не видит в этом ничего страшного:

– Я настаиваю на том, чтобы это были экстремальные сроки. Мне кажется, это потребность нынешнего дня – быстро реагировать, не позволять себе распускаться, ждать, пока придет муза. Я по себе могу судить – мне иногда кажется, что она и не придет, если я не буду пытаться по 150 раз, а на 151-й она скажет: "Я тебя услышала!"

Профессор Московской консерватории Владимир Тарнопольский отмечает, что сочинять музыку, имея в виду Марию Александрову, – увлекательная задача:

– Когда приходит великая балерина и предлагает какой-то проект, у композитора начинается творческое слюноотделение. И какой музыкальный материал – не просто абстрактный, а танцевальный – это должен быть, представляет огромный творческий вопрос. Как ни странно, в нашей культуре эта задача почти никем не решена. Балеты Щедрина прекрасны, но они все-таки решены в определенной стилистической струе, понятно, когда и для кого это было написано. Отдельные хореографические номера, так или иначе, ставятся, но за постановку цельного балета, да еще с таким ясным, не с абстрактным сценарием, мы еще не брались. Так что я сочувствую всем композиторам, который принимают участие в этом конкурсе.

В ноябре, по окончании второго тура конкурса, будет объявлено имя победителя, который и получит заказ на балет. Двух других участников решено поощрить денежной премией в 75 тысяч рублей.
XS
SM
MD
LG