Ссылки для упрощенного доступа

Владимир Кара-Мурза - о физиках, Нобелевской премии и родине


36-летний профессор Константин Новосёлов имеет российское и британское гражданство
36-летний профессор Константин Новосёлов имеет российское и британское гражданство
Нобелевскими лауреатами в области физики стали выходцы из России. Во вторник, 5 октября, в Стокгольме были объявлены имена лауреатов Нобелевской премии по физике: "Шведская королевская Академия наук приняла решение наградить Нобелевской премией по физике за 2010 год профессора Андрея Гейма и профессора Константина Новосёлова", – сказал секретарь Нобелевского комитета Йоран Ханссон. Самой престижной в мире научной премии, размер которой составляет в этом году около 1,5 миллионов долларов, учёные удостоены за открытие графена - сверхтонкого и крайне прочного материала, представляющего собой углеродную пленку шириной в один атом. Оба лауреата Нобелевской премии, работающие в британском университете Манчестера, - выходцы из России. 52-летний Андрей Гейм является подданным Нидерландов, а 36-летний Константин Новосёлов имеет российское и британское гражданство.

Владимир Кара-Мурза: Нобелевскими лауреатами в области физики стали выходцы из России. Шведская Королевская Академия наук приняла решение наградить Нобелевской премией по физике за 2010 год профессоров Андрея Гейма и Константина Новоселова. Самой престижной научной премии ученые удостоены за открытие графена – сверхтонкого и крайне прочного материала, представляющего собой углеродную пленку шириной в один атом. Этот материал обладает многими уникальными свойствами, вследствие чего графену предрекают большую роль в электронике. Оба лауреата Нобелевской премии, работающий в американском университете Манчестера, выходцы из России. 52-летний Андрей Гейм является подданным Нидерландов, а 36-летний Константин Новоселов имеет российское и британское подданство. Андрей Гейм работает в Манчестерском университете, где возглавляет Центр по мезонауке и нанотехнологиям, выпускник МФТИ, кандидатскую степень он получил в Институте твердого тела Академии наук СССР. Константин Новоселов также работает в Манчестерском университете, после окончания МФТИ он почти десять лет проработал в Черноголовке, после уехал в университет имени Неймегена, где защитил диссертацию. О том, способны ли российские физики добиться Нобелевской премии, работая на родине, мы сегодня говорим с академиком Российской Академии наук Юрием Рыжовым, ученым-геронтологом Жоресом Медведевым, ныне проживающим в Англии, и физиком, бывшим народным депутатом РСФСР Анатолием Шабадом. Вправе ли Россия записать эту Нобелевскую премию в области физике в свой актив?

Юрий Рыжов: Я думаю, что вправе. Потому что я особенно возгордился, что оказалось, что оба они физтеховцы, а я физтеховец первого разлива, и очень горжусь этим. Поэтому это образование, которое они получили здесь, я вообще давно ждал, когда физтехи прорвутся в нобелиаты, но поскольку мы долго были изолированы, недостаточно контактировали с наукой в других странах в течение десятилетий, то этот прорыв, который начался, особенно хорошо окно в мир открылось усилиями Горбачева и Ельцина, и я ждал, что это должно привести к какому-то прорыву на этом престижном фронте. А физтех выпустил очень много сильных людей, я знаю по именам и сейчас, особенно из первых выпусков.

Владимир Кара-Мурза: В чем преимущество британских условий для проведения научных экспериментов в разных сферах?

Жорес Медведев: Британские условия отличаются от советских, где я тоже проработал почти половину моей научной карьеры, тем, что здесь предоставляется значительно большая свобода творчества. То есть ученые сравнительно молодые, получившие научную степень, могут работать независимо от какой-то иерархической системы. Нет планирования научных исследований, нет никакой элиты вышестоящих инстанций, которые дают директивы, планируют, утверждают планы. В этом отношении ученые, которые проявляют свою инициативу, имеют полную свободу творчества. Тут не создается огромных коллективов в виде больших лабораторий и институтов. Поэтому ученый свободен в выборе направления, в выборе методики и может свободно творить, развивать свои идеи в том направлении, в котором он хочет. В этом отношении британская наука или английская наука очень отличается и от советской, и в какой-то степени и от, допустим, немецкой и французской. Об американской я значительно меньше знаю, там тоже в большей степени ученые являются свободными.

Владимир Кара-Мурза: Остается ли сегодня российская физическая наука в авангарде мировой научной мысли?
Помимо горечи можно говорить с некоторым удовлетворением, потому что это мощный прорыв в мир. Никогда раньше я не видел, чтобы было такое огромное количество цитирований работ российских и советских авторов, как сейчас

Анатолий Шабад: То, что сказал академик Медведев, очень интересно. Воспитанники, представители советской научной школы высшего порядка - это физики твердого тела в Черноголовке, также там институт теоретической физики имени Ландау, люди из этого института в большом количестве уехали из СССР и теперь работают на Западе. В данном случае мы имеем пример, когда два человека, воспитанные в советских условиях, попав в другие условия, оказалось, что они там очень здорово расправили свои крылья. Нужно сказать, что это время, когда наши ученые уезжали, обычно о нем говорят с большой горечью, что мы потеряли большое количество ученых. Помимо горечи можно говорить с некоторым удовлетворением, потому что это мощный прорыв в мир. Никогда раньше я не видел, чтобы было такое огромное количество цитирований работ российских и советских авторов, как сейчас. Потому что это большое количество наших ученых осуществило такой прорыв в мир, завоевание мирового общественного мнения. Раньше работы советских ученых просто игнорировались, замалчивались, они были неинтересны, их не обсуждали, их не знали, их не цитировали. Сейчас все достижения, которые были в 50-70 годы - это все теперь стало всеобщим достоянием, это все сейчас работает. Так что потенциал. Конечно, то, что эти люди отсутствуют здесь, то, что они не могут оказывать влияния или оказывают очень мало на воспитание следующих поколений ученых – это, конечно, прискорбно и, по-видимому, плохо восполнимо.

Владимир Кара-Мурза: Лауреат Нобелевской премии по физике Константин Новоселов сегодня показал опытные образцы графена съемочной группе Первого телеканала.

Константин Новоселов: Это типичные образцы графета, мы можем посмотреть его транспортные свойства. Эта история продолжается уже несколько лет, в этом году не ничего предвещало, уже неделю не брился, не собирался и не готовился. Поэтому, когда звонок в 10 утра раздался - это было довольно большой неожиданностью. Все мои друзья позвонили, очень приятно, что они меня поздравили.


Полный текст программы "Грани времени" появится на сайте в ближайшее время.

Материалы по теме

XS
SM
MD
LG