Ссылки для упрощенного доступа

Киргизия станет парламентской республикой


Парламентские выборы в Киргизии
Парламентские выборы в Киргизии
В Киргизии, где проходят парламентские выборы, независимые наблюдатели зафиксировали целый ряд нарушений в ходе голосования. Оппозиция уже заявила, что будет проводить параллельный подсчет итогов голосования. На 120 мест в новом парламенте Киргизии претендуют 29 партий.

Высший законодательный орган страны станет в Киргизии единственным легитимным органом власти после того, как в апреле нынешнего года был свергнут президент Курманбек Бакиев и сформировано временное правительство. Новый парламент Киргизии будет уполномочен назначать премьер-министра, который будет обладать более широкими полномочиями, чем президент.

Согласно новой Конституции Киргизия становится парламентской республикой. Партии, которые смогут сформировать в новом законодательном органе коалицию большинства, изберут премьер-министра и спикера. А полномочия президента будут значительно урезаны. Главе государства отводится роль арбитра в спорах между законодательной и исполнительной властями.

В предвыборной гонке участвуют 29 политических партий из 150 имеющихся. И это для Киргизии абсолютный рекорд. Тем не менее, по убеждению аналитиков, в парламент смогут попасть, преодолев 5% республиканский барьер и 0,5% региональный барьеры, не более 7-8 партий. При этом ни одна из них не сможет получить парламентского большинства, убеждены эксперты. Поэтому партия будет вынуждена создавать коалицию в парламенте с другими партиями.

Правом голоса в стране обладает более 2,8 млн. человек. Для них в Киргизии созданы 2289 избиркомов. Еще 44 участка для голосования организованы за пределами республики, в том числе в 15 городах России, где проживает наибольшее число граждан Киргизии.

Оппозиция заявляет о нарушениях в ходе голосования и намерена провести параллельный подсчет бюллетеней. Об этом в интервью РС заявил бывший премьер страны и лидер оппозиционной партии "Ар-Намыс" (что в переводе означает "Достоинство") Феликс Кулов:

– Например, на участке под номером 1052 засекли, как якобы на двух микроавтобусах (сейчас данные перепроверяются), привозят людей, то есть, происходит так называемая "карусель". Люди от одного участка к другому ездят. Там свои, знакомые члены из участковых комиссий, которые, когда к ним подходят, выдают соответствующие бюллетени. Паспорта формально просматривают. Поэтому сейчас направлена туда группа, она будет все проверять.

– На ваш взгляд, насколько "чистыми" будут эти выборы?

– Сам процесс голосования, в принципе, как правило, проходит нормально, не считая отдельных моментов вброса бюллетеней, как обычно бывает, или еще чего-нибудь похожего. Но есть и такие факты, когда врачи, учителя, которых назначило временное правительство или кто-то из партии, входящей во временное правительство, начинают работать на местные власти. Этих людей просто запугивают, чтобы они голосовали за партию власти.

– С представителями каких сил вы могли бы в дальнейшем создать коалицию, и уже напрямую влиять на политический процесс?

– С подавляющим большинством партий. Единственная проблема будет состоять только в одном. Есть партия, допустим, социалистического или коммунистического толка. Здесь придется, если вдруг встанет вопрос о создании с ними коалиции, согласовывать программы. Это вопрос принципиальный. Многие выступают там за полную национализацию и т. д. и т. д. Мы же стоит немножко на других позициях. А препятствий в личном плане и т. д. нет. Может быть, есть какие-то нюансы, но с большинством партий мы готовы идти на коалицию.

– А насколько процентов вы рассчитываете?

– Мы рассчитываем, что победим с подавляющим преимуществом. Мы хотим выйти на рубеж 50%.

– То есть, получить, так сказать, "контрольный пакет"?

– Конечно. Передо мной лежат прогнозы, которые делали авторитетные организации. Один пример приведу. Они опрашивают 4200 человек. Из них затруднилось ответить 70% – это люди до 40 лет; 30% – от 40 до 60. И даже при этом раскладе получается, что мы идем где-то вместе, голова в голову еще с двумя партиями. Но дело в том, что наш электорат – это люди от 40 лет и выше. А их всего 30% опрошенных. А молодежь, которая сейчас к нам приехала, не имеет права голосовать, потому что они здесь не прописаны. Но они попали в этот социологический опрос. Делайте выводы.

Или другой момент. 80% опрошенных составляют кыргызы, а 1% - другие национальности. А у нас электорат, в том числе, состоит из представителей других национальностей, а их у нас достаточно большое количество. Отсюда можно сделать вывод, что такое социология, на которую многие ссылаются. Надо внимательно смотреть – опрашивали из кабинета или это были полевые исследования, кого опрашивали конкретно, какую категорию населения. Потому что люди постарше хотят стабильности, люди помоложе хотят больше присутствовать на шоу. Это все просчитывается легко.

– Есть такое понятие "экзит-полл" – это когда идет опрос проголосовавших на выходе с избирательного участка. Вы проводите такую процедуру?

– Нет, ее проводят независимые организации, которым мы доверяем. Но несколько партий, в том числе и наша, объединились. Мы ведем подсчет прибывающих для голосования людей – для того, чтобы не было вброса.

– Ваши наблюдатели присутствуют на участках?

– Конечно. Наблюдатели многих партий присутствуют. Вечером будут попытки вброса, могут быть другие другие нарушения, начнется какая-то лихорадка. У кого-то истерика может появиться. Поэтому сейчас наше внимание направлено на то, чтобы все прошло максимально хорошо, организованно.

– Всех, конечно, интересует ситуация в Оше. Каковы ваши позиции там? На ваш взгляд, удалось ли вам и вашей партии привлечь на свою сторону узбекское население, которое, по мнению многих, наиболее пострадало в этих событиях?

– Я так думаю, что три года назад мы в Ошской области заняли второе место после правящей партии Бакиева. В этот раз мы надеемся занять первое место.

– В случае победы будете ли вы претендовать на должность спикера?

– Нет. На пост премьер-министра.

Парламент предыдущего созыва, избранный в декабре 2007 года, был распущен в апреле 2010 года после того, как к власти в Киргизии пришло временное правительство.
XS
SM
MD
LG