Ссылки для упрощенного доступа

Владимир Кара-Мурза - о Совете по правам человека при президенте РФ


Заседание Совета при президенте по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, 19 мая 2010
Заседание Совета при президенте по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, 19 мая 2010
Российские правозащитники и демократическая оппозиция приветствовали назначение Михаила Федотова главой Совета при президенте по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Указ о назначении Федотова во вторник, 12 октября, подписал президент России Дмитрий Медведев.

Владимир Кара-Мурза: Президент России Дмитрий Медведев своим указом назначил секретаря Союза журналистов России Михаила Федотова председателем Совета по содействию и развитию институтов гражданского общества и правам человека. Указ о назначении опубликован на сайте Кремля. Одновременно Федотов получил должность советника президента. Таком образом он занял более высокое положение, чем его предшественница - Элла Памфилова советником главы государства не была. Михаил Федотов в 92-93 годах возглавлял Министерство печати России, а с 98 года являлся секретарем Союза журналистов. Он также известен как один из авторов закона "О печати". Федотов был одним из основателей Союза правых сил, а также входил в "Комитет-2008", общественное объединение, созданное в 2004 году, с целью проведения в 2008 году честных президентских выборов. Михаил Федотов заявил, что своими первоочередными задачами на новом посту считает десталинизацию общественного сознания, судебную и милицейскую реформы, а также вопросы охраны прав детей и семьи. Президентский Совет по правам человека был образован в 2004 году на базе комиссии по правам человека. В образовавшийся орган вошли 33 правозащитника и общественных деятеля. Главой Совета с момента образования и до 30 июля этого года являлась Элла Памфилова, покинувшая свой пост по собственному желанию. О будущем Совета по правам человека в России в день назначения его новым главой Михаила Федотова мы говорим с членами совета - Валентином Гефтером, исполнительным директором Института прав человека, и Кириллом Кабановым председателем Национального антикоррупционного комитета. Насколько неожиданным стало для вас назначение Михаила Федотова главой совета?

Валентин Гефтер: Вы знаете, я не могу сказать, что оно было очень ожидаемым, потому что выбор был, по-моему, довольно неоднозначный среди нескольких человек, которые явно были готовы и способны возглавить совет, я имею в виду из членов совета. Но мне кажется, что этот выбор почти ожидаем с точки зрения самой личности и прошлого Михаила Александровича.

Владимир Кара-Мурза: Как вы оцениваете фигуру Михаила Федотова как нового председателя совета?

Кирилл Кабанов: Вы знаете, я бы сначала не оценивал фигуру Михаила Александровича, потому что оценка его положительная, он работал не только то, что вы перечислили только что, он работал в фонде ИНДЕМ вице-президентом, он участвовал в создании
В принципе, наверное, очень правильный выбор именно с позиции президента, поскольку он не вызовет отторжения у членов совета. Я думаю, что это была основная задача, и она достаточно успешно исполнена
Национального антикоррупционного комитета, является членом его президиума. Он активно работал с журналистским сообществом. Дело в том, что, во-первых, две вещи, которые для меня непонятны, хотя Михаила Александровича я оцениваю как своего друга, близкого товарища и соратника. Во-первых, само назначение проходило в некоем кулуарном порядке, в режиме и, как вы правильно сказали, Михаил Александрович теперь не просто общественник, он стал чиновником высшей категории со всеми атрибутами. Это непонятно для меня – это повышение статуса совета, либо это некая какая-то другая игра.
Придание статуса советника позволяет с одной стороны расширить полномочия председателя совета, но с другой стороны накладывает определенные ограничения, связанные с государственной службой, в том числе и публичные выступления, они должны быть согласованы. У Эллы Александровны был больший объем свободы. По поводу выбора и фигуры, Михаил Александрович человек, который был в бюрократическом аппарате, он был в системе, причем на высокой должности, он пользуется заслуженным уважением в журналистском сообществе, его знают правозащитники, он их знает. Поэтому в принципе, наверное, очень правильный выбор именно с позиции президента, поскольку он не вызовет отторжения у членов совета. Я думаю, что это была основная задача, и она достаточно успешно исполнена.

Владимир Кара-Мурза: Как по-вашему, статус советника президента ограничивает как-то Михаила Александровича в его будущих действиях?

Валентин Гефтер: Вы знаете, я не такой опытный может быть, как Кирилл, во взаимоотношениях людей, имеющих звания, государственные должности занимающие, я бы может быть не обратил внимание на эту особенность. И согласен с ним, что тут есть некоторые, наверное, ограничения. Одно дело лицо, человек, вообще не занимающий никакую должность в госаппарате, чистый общественник, как принято говорить, как была Элла Александровна, другое дело человек, у которого есть такие функции советника и получающего, соответственно, зарплату в администрации президента. Но мне кажется, что этот потенциальный недостаток подобного рода статуса главы совета, он немножко смягчается, а может быть даже множко смягчается самой личностью Михаила Александровича, который не ливрейный человек по натуре и по своим позициям. Другое дело, у него могут быть расхождения принципиальные по отдельным моментам нашей работы и тогда, я думаю, они будут связаны не с тем, что он занимает должность, а с тем, что он думает по-другому, даже если, предположим, он думает, являясь большим государственником, чем кто-то из нас. То есть мой вывод такой: само по себе, мне кажется, это не совсем правильно подобного рода прикрепление главы общественного совета к госдолжности, но в лице Михаила Александровича, я думаю, это не будет сильным ограничением и уменьшением наших возможностей.

Владимир Кара-Мурза: Михаил Федотов, новый глава Совета по правам человека, намерен продолжить курс своей предшественницы.

Михаил Федотов: Никаких особых планов, отличных от тех планов, которые сложились под председательством Эллы Александровны Панфиловой, у меня нет. Я намерен вести этот корабль дальше по тому маршруту, который был проложен еще при Элле Александровне Памфиловой. Я должен сказать, что Элла Александровна великолепно несла этот крест, а это тяжелый крест, понимаю, насколько это тяжело. Но она великолепно справилась со своей миссией. Конечно, 8 лет – это очень тяжело. Как в спорте, как в нормальной эстафете: один пробежал свою стометровку, дальше эстафетную палочку берет другой, бежит следующие сто метров.

Полный текст программы "Грани времени" появится на сайте в ближайшее время.

Материалы по теме

XS
SM
MD
LG