Ссылки для упрощенного доступа

Армейская сага. Окончание. У кого дирижерская палочка.


"Как сказал один лейтенант: "Одного перед взводом расстрелять и делов…"
(комментарий взят из интернет-форума)


Сенсей Хидео Судо говорил, что "нет унизительного в признании своей слабости и просьбе о помощи у друга. Унизительны молчание и страх, превращающие нас в рабов".

Я позвонил школьному товарищу, полковнику узбекистанской армии. Дедовщины в его части нет. Издевательства старослужащих, рабское повиновение, тюремные понятия в отношениях и похожее другое пресекается им на корню. Небольшие стычки на нервах без кровопролития не в счет. Как этого он добился? Он воспитывает солдат, а неуставную жестокость пресекает на корню с помощью самих же солдат. И еще он буквально живет среди солдат и поэтому в курсе их жизни. В таких условиях дедовщина не развивается. А чрезмерное землячество в одной воинской части решается ротацией призывников после принятия присяги. Например, в армии Ирана применяют генератор случайных чисел при формировании воинской части, чтобы избежать в ней большого числа выходцев из одной провинции.

Мой друг согласился, что дедовщина выгодна. Нет, не армейскому руководству. А тем офицерам младшего звена, которым армия – не служба ради отчизны и чести, а место получения зарплаты. А что? Поставил перед "крутым дедушкой" задачу армейского воспитания новых призывников с последующим поощрением "воспитателя" и иди себе пить водку или домой спать, кто к чему стремится. Именно поэтому создается система замалчивания проблемы. Солдату внушается "стыд" за жалобу на неуставные отношения. При молчании легче управлять и самодурствовать.

Подумаем вместе, почему пацаны хулиганят на улице. Скорее всего, им просто нечем заняться, а кровь требует выхода адреналина. И нет рядом человека, могущего использовать подростковую энергию в нужном русле. А в армии это усиливается особыми условиями существования в тесном мужском кругу без "гражданских" свобод. Вот и получается, что один солдат мирно дембельский альбом делает, а другой над слабыми издевается. И здесь работа офицера становится незаменимой. Сплотить всех в команду и занять ребят интересным армейским делом на целый день. Как выразился один читатель на одном из форумов, "просто армия должна быть профессиональной, а не сборищем гопников из подворотен, которые вчера маялись от безделия и пинали малолеток".

Неуставные отношения возникнут в части того командира, который не контролирует жестко поведение солдат. Он должен знать, что если один боец чувствует свою безнаказанность в поступках к другим, то его власть будет расти. Пресекая такой авторитет, он не должен забывать о воспитательных часах среди солдат.

Я понимаю, что причина дедовщины находится не в самой армии, а за ее пределами. Это аморальные нормы поведения в семье призывника, безотцовщина, затягивание в улично-хулиганскую среду. В прошлом общество больше занималось моральным обликом своего поколения. Мы были беднее, но человечнее. И солдатские преступления все же были исключением, чем правилом. И офицеры выпускали в дембель возмужавших защитников, а не уродов, которых общество должно бояться.

В призыв офицеры получают чаще всего изнеженных ребят без силы воли терпеть армейские будни. Их за короткий срок надо превратить в крепких солдат. И дедовщина приходит "на помощь". Ребята ругают ее, но через короткое время сами с видимым удовольствием становятся "дедушками" и командуют салагами. Хотя по логике вещей должны поддержать их в трудную минуту. И если офицер-воспитатель не увидел этот процесс, он получит реальную беспощадную дедовщину. Если командир "не замечает" неуставных отношений или, еще хуже, стимулирует их для достижения своих целей, он и становится движущей силой дедовщины. Ведь солдат не посмеет без какой-либо стимулирующей причины установить свои порядки во взводе. Или это молчаливая поддержка сверху, или такое же подчинение снизу.

Являясь представителем особой профессии, офицер возлагает на себя такие же особые обязательства. Это готовность жертвовать своей жизнью по долгу и чести. Умение вести за собой бойцов в бой. Желание сделать свой боевой отряд отличной единицей армии. Это простая характеристика офицера. И если мужчина, пришедший в армию, одет в красивую военную форму со звездными погонами на плечах, но в душе пуст, то он чужой на службе родине и в воспитании солдат.

Как отличить "хорошего" офицера от "плохого" и "чужого армии"? По отношению к той работе, за которую он взялся. По наличию или отсутствию дедовщины в его подразделении. К сожалению, армейская служба заполнена муштрой и уборками территории. Иногда глупыми приказами ротного. Но мама призывника согласится, чтобы ее сын прошагал лишний час на плацу или в сотый раз почистил раковину (кстати, это требование санитарной безопасности), чем ночью стирал грязные портки храпящего старослужащего и бегал для него в самоволку за водкой. Не говорю уже о рукоприкладстве.

Я с ходу назову десяток профессионалов, готовых успешно бороться с дедовщиной. Уверен, другие назовут не меньше. Реально набрать офицеров, которые смогут навести порядок и настоящую дисциплину среди солдат. Но как это сделать? Принять еще один закон? Постоянно проводить проверки? Нет, это лишнее. В комментариях к предыдущим частям этой статьи я нашел эффективные советы, исполнение которых поможет начать искоренять дедовщину. Это введение института штатного психолога в военном комиссариате и в каждой роте. Его задача выявлять неформальных лидеров, бузотеров и просто садистов. И потом работать с ними. Матери солдат требуют, чтобы офицеры проводили все свое служебное время с солдатами, так как воспитание солдат и есть их первейшая обязанность.

Как офицер может искоренить дедовщину в своем подразделении? Надо сделать эту саму службу престижной и интересной. И не призывать тех, кто отметился своим негативным характером. Призовись он, армия исправит его, конечно, но сколько крови он попортит сослуживцам. Не лучше ли перевоспитать его на гражданке? И наказание за насилие должно стать суровым и неизбежным. Какой офицер сможет претворить все это? Вспомните выражение "слуга царю, отец солдатам" и будет понятно, о каком офицере идет речь.

Генералитет стремится сделать военную службу более "мягкой", гуманной. Я в одной из статей прочитал, что военнослужащие могут ходить в увольнения в гражданской одежде. Для срочников установлен послеобеденный сон. В планах обязательные выходные дни, отказ исполнения солдатами хозяйственных дел (например, заготовка продуктов). Это тоже важный шаг в решении проблемы.

Конечно же, проблема дедовщины не в самой армии. Армия лишь зеркало общества. Посмотрите, что творится с юным поколением. Компьютерные игры имеют только одну основу – убивать. Телевидение показывает бесконечные сериалы ("Зона", "Бригада", "Побег"), в которых насилие – основная сцена. Пацаны учатся не просто бить, а издеваться и добивать своего ровесника. Взрослых чаще всего мало интересует, в какой среде формируются подростки. И поэтому проблему дедовщины надо решать уже на этом, подростковом, уровне.

Это больная тема и каждому есть что сказать и предложить. И пусть она не будет закрыта.

P.S. Я не мог не поделиться доброй вестью. Мой новый знакомый солдат Виктор не наказан за "самоволку", а переведен в другую часть. Надеюсь, там у него все сложится хорошо. Его обидчики наказаны. Мама Виктора вступила в местный комитет солдатских матерей.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG