Ссылки для упрощенного доступа

Правозащитник Александр Гурьянов - о секретах "катынского дела"


Государственные флаги Польши и России над мемориалом в Катынском лесу
Государственные флаги Польши и России над мемориалом в Катынском лесу
Мосгорсуд отклонил иск правозащитного общества "Мемориал" о признании незаконным решения о засекречивании постановления Главной военной прокуратуры (ГВП) РФ о прекращении расследования катынского дела. Решение было оглашено без изложения оснований. Прозвучала только резолютивная часть.

"Мемориал" будет обжаловать это решение Мосгорсуда в Верховном суде России, заявил руководитель польской программы "Мемориала" Александр Гурьянов в интервью Радио Свобода.

- Полный текст постановления с мотивировочной частью нам будет предоставлен только на будущей неделе, после чего "Мемориал" обратится с кассационной жалобой в кассационную инстанцию - в Верховный суд.

- А если и Верховный суд вам откажет? Тогда – Страсбург?

- В том случае, если кассационная жалоба не будет удовлетворена - да.

- Еще 26 мая 2010 года "Мемориал" обращался к президенту России Медведеву с просьбой поручить Генпрокуратуре проверить качество расследования этого уголовного дела и рассмотреть возможность возобновления расследования. Есть результаты?

- Классический советский результат! Мы получили из администрации президента сообщение, что наше обращение передано в Генпрокуратуру. А сравнительно недавно пришел ответ даже не из Генпрокуратуры, а из Главной военной прокуратуры. Но не от главного военного прокурора, а от начальника того самого отдела, который когда-то и проводил расследование. Ответ был традиционный: проверка проведена, признано, что расследование было проведено качественно, и наше заявление не имеет под собой почвы.

- Чем вы можете объяснить такое упорство российской правоохранительной системы, которая никак не желает рассекретить дело?

- Прежде всего, тут надо сказать, почему мы добиваемся возобновления расследования катынского дела. Мы считаем, что следствие не выполнило целый ряд задач, которые обязано было выполнить. Прежде всего, следствие не установило полный круг всех потерпевших. Не установив их, Главная военная прокуратура считает себя вправе отказывать в реабилитации конкретных военнопленных, утверждая, что факт их гибели в Катыни якобы не установлен. Это свидетельствует о том, что дело было расследовано некачественно.

Кроме того, мы не можем согласиться с принятой Главной военной прокуратурой юридической квалификацией этого преступления как общеуголовного бытового – они говорят о превышении власти отдельными лицами из руководящего состава НКВД. То есть из состава виновных исключены главные заказчики массового убийства - Сталин и члены Политбюро, а также сотрудники НКВД более низкого ранга. В кругу виновных - всего несколько человек. По неофициальным данным, всего четверо. А погибли в Катыни, напомню, более 22 тысяч человек.
XS
SM
MD
LG