Ссылки для упрощенного доступа

В Барнауле открыт памятник репрессированным


Памятник "Прощание" в Барнауле (фото с официального сайта Алтайского края - http://altairegion22.ru)
Памятник "Прощание" в Барнауле (фото с официального сайта Алтайского края - http://altairegion22.ru)
4 ноября в Барнауле на площади Свободы - бывшей Соборной торжественно был открыт памятник жертвам политических репрессий. Памятник по проекту скульптора Прокопия Щетинина, задуманный еще два десятилетия назад изваял в бронзе его сын Анатолий Щетинин.

Это впечатляющая, рембрантовская композиции: отец со связанными руками и с ним прощается, обхватив его колени, сын. Люди стояли у этого памятника со слезами. О том, как почти два десятилетия пришлось добиваться возведения монумента, в интервью Радио Свобода рассказал член оргкомитета Владимир Рыжков:

– Сама идея очень старая, она родилась еще в 1989 году, когда мы, тогда еще студенты Алтайского университета, впервые после 1937 года вскрыли массовые захоронения на так называемой Барнаульской горе, под стенами городской тюрьмы. Именно туда ночами в крытых грузовиках возили трупы расстрелянных. Расстреливали, судя по всему, в Управлении НКВД в Барнауле, а по ночам вывозили и в наспех вырытые ямы сбрасывали тела.

И вот в 1989 году у нас возникла мысль, что когда-то надо будет поставить памятник жертвам репрессий. В 1996 году общественники добились установки закладного памятного камня на площади Свободы – в довоенное время это была центральная городская площадь. Потом было несколько попыток объявить конкурс, собрать средства на памятник, но все заканчивалось неудачно. А три года назад так сошлись обстоятельства, что во время экспедиции в Монголию вместе оказались банкир Александр Лебедев, художник Анатолий Щетинин и я. Анатолий Щетинин рассказал, что его отец еще в 1987 году сделал макет памятника жертвам репрессий под названием "Прощание". Мы посмотрели фотографию макета, нам очень понравилось, и Лебедев сказал, что готов внести первый взнос – с этого все и закрутилось.

"У нас есть теперь святое место", - сказал на открытии памятника один из репрессированных Александр Дитц, потерявший в страшные годы репрессий отца и брата. Участник норильского восстания Лев Нетто благодарил за память о тех, кто был с ним в ГУЛАГе. Как сказал председатель общества "Мемориал" Арсений Рогинский, правильнее было бы назвать монумент "памятником жертвам преступного коммунистического режима". Он заметил, что Алтайский край с его не знавшим крепостного права крестьянством – один из самых пострадавших в СССР от репрессий. А представитель Фонда Бориса Ельцина Евгений Волк подчеркнул, что именно с Барнаула началась во время поездки Сталина в 1929 году террористическая коллективизация:

– Если заменить в выступлении Сталина слово "кулак" на слово "олигарх", возникнут очевидные параллели с выступлениями современных представителей власти.

Участник восстания в Норильлаге Лев Нетто у памятника жертвам политических репрессий в Барнауле
Выступали и представители властей. Первый зам. губернатора Алтайского края Борис Ларин, глава законодательного собрания Иван Лоор. Представители "Единой России" говорили о народном единстве, которое якобы гарантирует защиту от репрессий. Как заметил глава Независимой общественной палаты края Анатолий Емешин, есть в этом нечто двуличное. С одной стороны, представители власти произносят верные слова, с другой – руководители края использовали ОМОН, чтобы не пустить сотни людей на слушания, на которых чиновники решили отменить прямые выборы мэра города. Разве это не политические репрессии?

Политолог Сергей Караганов уверен, что успеха у России не будет, если не преодолеть проклятие прошлого времени, когда уничтожалась лучшая часть народа:

– Покаяться надо не перед миром, а перед собой. И поставить памятники по всей стране. А то, что мы сегодня делали, это восстановление уважения народа к себе.

Историк Евгений Волк уверен, что наследие сталинизма проявляется и сейчас во всех сферах. Он напомнил, что в Вашингтоне стоит памятник жертвам коммунизма, и следовало бы подумать о подобном и в России. С этим согласен и глава фонда "Династия" Дмитрий Зимин:

– Где лучшее место памятника жертвам тоталитарных режимов? Как раз в Москве. Желательно на Красной площади с входом через мавзолей. Репрессии в России начались не в 1937 году, а политический процесс ведется в России и сейчас. За приличное будущее надо бороться, драться.

Владимир Рыжков считает, что ситуация в России сегодня противоречивая, но появление памятника жертвам сталинских репрессий в центре Барнаула – это победа общественности:

– Памятник появился в таком коренном российском регионе, в крупном городе на одной из трех центральных площадей – я такого раньше не припомню. Это, безусловно, прорыв, и это огромная заслуга и общественности Алтайского края, и художника Анатолия Щетинина, сына автора, который проделал огромную работу, и тех меценатов, которые вложили деньги, и нашего комитета.

После открытия памятника, - а в церемонии участвовало более тысячи человек, люди, и пожилые, и молодежь, возложив цветы, долго не расходились, несмотря на холод и сильный ветер.
XS
SM
MD
LG