Ссылки для упрощенного доступа

Что будет уничтожено строительством кольцевой дороги в Подмосковье


Ирина Лагунина: Российские экологи протестуют против строительства в Подмосковье ЦКАД – центральной кольцевой автомобильной дороги. Защитники природы обеспокоены тем, что под трассу будут вырубаться значительные площади леса, и говорят об уничтожении "зеленого пояса" Москвы и Подмосковья. В эфире РС о ЦКАД говорят противники проекта и строители новой автомагистрали. Рассказывает Любовь Чижова.

Любовь Чижова:
Защитники природы обеспокоены планами по строительству в Московской области очередной автомагистрали – центральной кольцевой автомобильной дороги. По информации экологов, под саму дорогу отводится полоса шириной 500 метров, и 300 метров в каждую сторону от дороги – под застройку вдоль магистрали. Предполагается, что там будут построены складские помещения. Лидер движения в защиту Химкинского леса Евгения Чирикова гвоорит, что планы по строительству ЦКАД очень напоминают ей проект автомагистрали Москва-Санкт-Петербург, с которым борются защитники Химкинского леса….

Евгения Чирикова: ЦКАД – это так же, как трасса Москва – Санкт-Петербург по первому участку до 58 километра, с моей точки зрения, это чисто коррупционная затея для того, чтобы освоить земли лесного фонда, которые сейчас освоению не подлежат с помощью этого псевдо-дорожного строительства, которое на самом деле никак не решит вопрос пробок, а только усугубит его. Потому что не бывает скоростных дорог, окруженных плотнейшим кольцом инфраструктуры. Но оба эти проекта, и трасса Москва – Санкт-Петербург, и Центральная кольцевая автодорога – это просто очередные коррупционные затеи горстки чиновников. Я знаю, что те же стоят за этим имена, что и по трассе Москва – Санкт-Петербург для того, чтобы освоить денежки и для того, чтобы захватить лесные участки, которые на сегодняшний день пока не захвачены. Я напомню, что у нас есть план Бориса Громова, в соответствии с которым практически весь лесозащитный пояс Москвы оказывается урбанизированной. Просто так урбанизировать лес – это не очень интересно, а намного интереснее урбанизировать рядом с дорогой. Старый, средневековый метод оживления экономики. Считается, что это такое оживление экономики, никому почему-то из чиновников в голову не приходит, что никогда в жизни здесь не будут вкладываться в нанотрубки и высокие технологии, если можно будет вкладываться в склады. Это не самое лучшее решение зеленые легкие Москвы застроить складами.
На сегодняшний день на прошлой неделе у нас было обращение в Главгосэкспертизу от 50 экологических организаций и от 27 научных организаций, включая МГУ и РАН, с просьбой не давать положительное заключение на проект Центральной кольцевой автодороги. И опять же мы здесь сталкиваемся с очень интересной проблемой. Дело в том, что действительно на сегодняшний день органов государственной власти, которые бы отстаивали наши права на экологию и просто элементарно интересовались коррупционной составляющей по тем проектам, которые сейчас активно развиваются. Потому что на самом деле эти проекты транспортные – это чистой воды коррупция. Потому что совершенно очевидно, что современные дороги должны строиться не по старинному принципу кольцевой системы, которая на самом деле просто удавка на шее Москвы, а должны строиться по хордовым принципам, совершенно другим. В целях строительства ЦКАД по предварительным данным планировалось порядка ста тысяч гектар под вырубку. Но это данные предварительные. Нельзя забывать, что рядом с дорогой лес обычно деградирует и поэтому то, что идет непосредственно под вырубку, нельзя считать, нужно считать в массе, что будет, если будет построен и реализован этот проект. Если он будет реализован, то весь лесозащитный пояс Москвы мирно загнется. И это не мое мнение – это мнение Гринписа и мнение Беллоны, многих других авторитетных организаций, где работают профессиональные экологи.
И это на самом деле не самое страшное, самое страшное будет впереди. Дело в том, что леса не просто нам воздух очищают, они еще нам выполняют важную роль средообразующую – они очищают воду. Если этот проект будет реализован, то последствия будут абсолютно катастрофические и, главное, необратимые. Потому что это и создание смога, это и отправление источников вод. А что будет с нами - известно. Потому что это увеличение плотности в Московской области, плотности по застройке в два раза. Такая картина, я бы сказала, апокалипсическая. Потому что на сегодняшний день мы не видим никакой нормальной градостроительной политики. Мы видим, к чему привела совершенно неразумная градостроительная политика в Москве. Мы видим, что этот город постепенно становится невыносим для жизни нормального человека с детьми, потому что все меньше мест, где можно ребенка элементарно выгулять и все больше детских заболеваний. Я как мать двоих детей просто этим страшно озабочена, специально в область из Москвы переехала, чтобы мои дети росли здоровыми, дышали более-менее чистым воздухом. Ну а здесь идет просто вытеснение, я не знаю, куда надо теперь, Камчатку, наверное осваивать, потому что Московская область, вот эти планы Центральной кольцевой автодороги вкупе с планами строительства трассы Москва – Санкт-Петербург, они делают просто непригодными для жилья.

Любовь Чижова: Говорила лидер движения в защиту Химкинского леса Евгения Чирикова. О том, для чего строится ЦКАД, в интервью РС рассказал исполняющий обязанности генерального директора Федерального Государственного Учреждения "Дороги России" Андрей Журавлев….

Андрей Журавлев: Центральная кольцевая автодорога предназначена для того, чтобы разгрузить московский транспортный узел. Через Москву проходит несколько междугородних транспортных коридоров и чтобы те автомобили, которые проходят через Москву транзитом, перехватывать на подступах, и транзит уходил в сторону.

Любовь Чижова: Экологи говорят о том, что при строительстве ЦКАД будет вырублено немало деревьев и считают, что уничтожаются таким образом зеленые легкие Москвы и Подмосковья.

Андрей Журавлев: Я могу вам сказать, что на сегодняшний день все вопросы, которые интересуют экологов в том числе, две недели назад или три у нас в гостях были представители экологи, которые занимаются МКАД, мы сказали о том, что у нас создана рабочая группа для работы с общественностью. И мы готовы каждый вопрос по каждому отдельному сегменту обсудить и разъяснить, почему трасса прошла в этом месте так, а никак иначе.

Любовь Чижова: А есть более-менее точные данные, сколько деревьев будет уничтожено?

Андрей Журавлев: Погектарно, наверное, это можно будет сделать, но это можно сделать только после того, когда будет закончен проект. На сегодняшний день только третий и четвертый этап находится в Главгосэкспертизе. После того, как Главгосэкспертиза утвердит и технические решения будет понятно, что они не будут меняться, можно будет естественно посчитать, какое количество попадает в полосу отвода.

Любовь Чижова: Что будет около ЦКАД, какая инфраструктура планируется около этой дороги или вдоль этой дороги?

Андрей Журавлев:
На самом деле программой разрабатываются размещения логистических центров по периметру ЦКАДа. То есть основная цель Центральной кольцевой автодороги – это, чтобы разгрузить транспортные подходы на подходе к Москве и не загружать транспортную сеть города Москвы.

Любовь Чижова: Андрей Александрович, критики строительства ЦКАД называют этот проект коррупционным.

Андрей Журавлев: Я не знаю, с чего они взяли, что этот проект коррупционный и основываются на чем.

Любовь Чижова: Каковы вообще сроки строительства Центральной кольцевой автомобильной дороги в Подмосковье?

Андрей Журавлев: На самом деле понимать, когда будет начато строительство и когда закончено – это можно будет только после того, как будет закончен сам проект. Проект сейчас не закончен, планируется закончить в следующем году. И после получения положительного заключения Главгосэкспертизы уже будет приниматься решение по строительству данной трассы.

Любовь Чижова: Говорил исполняющий обязанности генерального директора ФГУ "Дороги России" Андрей Журавлев… Но доводы строителей экологов не устраивают: руководитель Лесного проекта Гринпис в России Алексей Ярошенко называет центральную кольцевую автодорогу, которую планируют построить в Подмосковье, "дорогой из ниоткуда в никуда". И вот как он это объясняет…

Алексей Ярошенко: Планы по строительству ЦКАД нельзя рассматривать в отрыве от некоторых других смежных проектов. Если ЦКАД рассматривать саму по себе как при нынешнем расселении людей по Московской области, при нынешнем размещении промышленности, то это просто еще одно кольцо, окружающее Москву при том, что есть уже два примерно на таком же расстоянии. ЦКАД строится в расчете на то, чтобы вокруг Москвы будет создаваться целый комплекс новых складских, промышленных объектов и это предусматривает схема территориального планирования Московской области и план Московской области, который примерно всю территорию внутри проектирования ЦКАД отводит под такие виды деятельности, которые допускают застройку лесов. То есть ЦКАД в сумме с этими двумя смежными проектами, схемой территориального планирования области и лесным планом, предусматривает, что вся центральная часть области, то есть круг с диаметром около 120 километров, превращается в единую урбанизированную территорию фактически одной большой Москвы с диаметром 120 километров.

Любовь Чижова: По вашей информации, на какой стадии находится этот проект?

Алексей Ярошенко:
Если неформально сказать, первичного распила бюджета, формально это называется стадия госэкспертизы проектной документации по двум, по крайней мере, наиболее проработанным участкам. Вообще состоит из пяти пусковых комплексов, но два из них частично проработаны. Хотя, на мой взгляд, проектом это пока назвать нельзя.

Любовь Чижова: С точки зрения экологии, защиты природы, чем этот проект вызывает ваши опасения?

Алексей Ярошенко: Леса будут вырубаться, но опять-таки, если рассматривать ЦКАД просто как кольцо дороги вокруг Москвы – это обман себя, общества, всех. Потому что это не так. ЦКАД – это освоение территорий. Огромная территория, круг диаметром 120 километров, там не только леса будут вырубаться, там фактически зона превратится в город, склады, производства, в общем, такую урбанизированную территорию. То есть лесов внутри этой территории не останется в таком классическом понимании смысла лесов, то есть как самодостаточной экосистемы.

Любовь Чижова: Вас не могут обвинить в том, что экологи тормозят строительство дорог в Москве, в Подмосковье, что экологи против дорог?

Алексей Ярошенко:
Обвинить могут, в чем угодно, в том, что мы на голове ходим или еще чего. Мы не против дорог, но это должно быть разумные дороги. Дороги нельзя планировать просто так: захотелось построить дорогу, есть какое-то пустое место, давайте тут построим дорогу. Надо планировать исходя из перспектив развития страны в целом. Тем более, что если речь идет об огромных дорогах, а ЦКАД – это больше 500 километров, огромное кольцо, такие проекты надо рассматривать вообще в масштабах страны. А здесь, представьте себе, у нас правительство фактически отказывается сейчас от финансирования, даже ремонта существующей сети дорог. Предполагается внесение изменений в бюджетное законодательство. А тут огромные деньги предполагается вбухать в дорогу, которая ничего ни с чем фактически не связывает, идет параллельно двум существующим незагруженным кольцам. Это с точки зрения здравого смысла непонятно. Но самая главная проблема, что если ЦКАД со смежными проектами будет реализована, то Москва превратится в город, в котором жить будет практически невозможно.

Любовь Чижова: Это было мнение руководителя Лесного проекта Гринпис в России Алексея Ярошенко. Российские экологи, выступающие против строительства ЦКАД, провели акцию возле здания Госкомэкспертизы в Москве – они просили чиновников не принимать проект Центральной кольцевой автодороги. С просьбой отменить строительство магистрали экологи обратились к российскому президенту Дмитрию Медведеву.
XS
SM
MD
LG