Ссылки для упрощенного доступа

Избитые слова


В ЖЖ к Олегу Кашину я заходил почти каждый день и читал практически все, что он публикует – в "Коммерсанте" и других изданиях. По той же, вероятно, причине, что и подавляющее большинство его читателей. Плюс личный профессиональный интерес. Олег необычайно талантлив, при том, что иные его тексты могут вызывать и несогласие, и раздражение, и досаду.

Теперь – вынужденный перерыв. И то чувство отупения и тоски, которое охватило многих после известия о садистском избиении журналиста. Только, в отличие от некоторых коллег и блогеров, я не готов предъявлять уголовные обвинения ни мэру Химок Стрельченко, ни губернатору Псковской области Турчаку, ни руководителю Федерального агентства по делам молодежи Якеменко, ни безымянным нацистам, ни прочим гражданам, с которыми у Кашина возникали разногласия – в Сети или в оффлайне.

Опыт подсказывает, что надо подождать.

То есть подозреваются все они, скопом, и про кого из упомянутых граждан сразу скажешь: да как вы могли подумать?.. да этот человек не способен не преступление! Причем то же самое невозможно сказать про целый выводок других элитных товарищей, к данному случаю вроде не имеющих никакого отношения. И это самое печальное.

То есть общественный климат в стране таков, что очень яркий, но далеко не самый конфликтный журналист может быть избит до полусмерти – и очередь из подозреваемых выстраивается сразу. Вопрос "за что?" даже не звучит. Просто мы уже привыкли к тому, что за интерес к химкинским делам могут проломить голову, а Кашин брал интервью у анонимного антифашиста, причастного к нападению на администрацию г-на Стрельченко. Что губернаторы грубоваты с виду, но ранимы, как дети. Что Вася с Селигера способен буквально на все. А этих товарищей Олег тоже как-то мимоходом обидел.

Что еще обращает на себя внимание – в качестве жертвы выбран не оппозиционер и не яростный противник режима. Напротив, репортер, работающий в статусном "Коммерсанте". Человек вполне скептического ума, а не твердый либерал или революционный романтик. Стилевая особенность его текстов – доверительный разговор с понимающим собеседником, стремление понять, разъяснить, приблизиться к норме, а не убедить и обратить в свою веру. Здравый смысл, в конце концов, что заставило Олега в свое время довольно резко пересмотреть собственные убеждения. И еще – вкус, очень редкое и драгоценное качество. Иными словами, отвращение к пошлости, чем и продиктованы его выступления, посвященные "Нашим" и прочему околокремлевскому сброду.

У этих он вызывает стойкую ненависть, но дело, повторюсь, не только в них, а в общей диковатой атмосфере, насаждаемой сверху. В том, что страной правят люди с уголовными представлениями о жизни и соответствующими представлениями о методах дискуссии: разбить голову, оторвать пальцы... Чтобы ничего больше не выросло, и человек, невосторженно отзывавшийся о власти, больше не смог ни думать, ни писать.

У читателей Олега Кашина, а их десятки тысяч, другое мнение. Сегодня они желают ему выздоровления, и в его блоге их гораздо больше, чем подонков, которых корежит от злорадства. Это не то чтобы обнадеживает, но излечивает от отчаянья. Вместе с его друзьями, поклонниками, читателями мне тоже хочется, чтобы в ЖЖ Олега Кашина появились новые тексты, а в "Коммерсанте" – новые статьи. Вызывающие восхищение, раздражение, несогласие и другие живые чувства, свойственные людям, а не зверью.
XS
SM
MD
LG