Ссылки для упрощенного доступа

Почему освещение экологических проблем в России приводит к человеческим жертвам


Ирина Лагунина: В России обсуждают череду нападений на журналистов и гражданских активистов, критикующих экологическую политику местных и российских властей. Состояние участника многочисленных акций против вырубки Химкинского леса Вячеслава Фетисова, жестоко избитого 4 ноября, остается тяжелым. Журналиста из Подмосковья Анатолия Адамчука, критиковавшего вырубку городского леса и избитого в ночь на 8 ноября, милиция обвинила в инсценировке нападения на самого себя. Одной из версий нападения на журналиста издания "Коммерсант" Олега Кашина считают его статьи, связанные с поддержкой защитников Химкинского леса. Также на этой неделе возобновлено расследование по делу о нападении на журналиста Химкинской правды Михаила Бекетова, жестоко избитого два года назад. Рассказывает Любовь Чижова.

Любовь Чижова: Официальный представитель СКП РФ Владимир Маркин сообщил о возобновлении расследования дела о нападении на журналиста Химкинской правды Михаила Бекетова – дело передано в Государственное следственное управление. Нападение на главного редактора газеты "Химкинская правда" произошло в ноябре 2008г. Неизвестные битами избили журналиста, после чего бросили умирать на снегу. В результате обморожения и увечий Михаил Бекетов лишился нескольких пальцев и голени и стал инвалидом первой группы – он до сих пор не может разговаривать. До этого неизвестные убили его собаку и бросили на пороге квартиры и заминировали и подорвали машину журналиста.
До нападения в ноябре 2008г. журналист обвинил главу городского округа Химок в организации "политического террора" и его преследовании. В свою очередь, глава округа Владимир Стрельченко обвинил Бекетова в клевете и инициировал судебное разбирательство. 10 ноября, мировой суд Химок признал Бекетова виновным в клевете в адрес мэра города и приговорил к выплате 5 тыс. рублей. Журналист был освобожден от исполнения наказания в связи с истечением срока давности преступления.
Подмосковная милиция, расследовавшая дело о нападении на журналиста Анатолия Адамчука 8 ноября, обвинила его в инсценировке преступления. Якобы Адамчук за одну тысячу рублей попросил подростков несколько раз его ударить и затем обратился в милицию. Анатолий Адамчук – журналист газеты "Жуковские вести", он выступал против вырубки местного леса. 4 ноября в Химках был избит гражданский активист, участник акций протеста против вырубки Химкинского леса Константин Фетисов. Его несколько раз ударили бейсбольной битой по голове так, что бита сломалась. Его стояние крайне тяжелое. Говорит жена Константина Марина Мягкова….

Марина Мягкова: Стабильно тяжелое состояние, находится в реанимации. Прогнозов никаких не делают, главное, чтобы поддерживать это стабильное состояние, чтобы не было отрицательной динамики. Были проблемы с кровью, потому что упал гемоглобин. У него редкая кровь – первая отрицательная. Но вы знаете, после того, как мы объявили о том, что требуется помощь, граждане, друзья, товарищи так откликнулись, что с кровью теперь проблемы нет. И люди продолжают подъезжать, сдавать кровь, она поступает в 67 больницу. И сейчас острой необходимости нет, но кровь может понадобиться в любой момент.

Любовь Чижова: Напомните, пожалуйста, Марина, с какими травмами поступил Константин в больницу?

Марина Мягкова: Травмы очень серьезные – это перелом основания черепа, ушиб головного мозга, множественные открытые черепно-мозговые травмы. Ему сделали операцию по удалению гематомы, разбиты челюсти. У него до сих пор не прошли гематомы, непонятно, что с глазами. Он находится в коме. Кома не искусственная, только сегетативная, то есть организм сам погружен в эту кому, а сегетативно его с точки зрения нервов успокаивают. Потому что неадекватно ведет себя.

Любовь Чижова: При каких обстоятельствах был избит Константин и что по этому поводу говорят в милиции?

Марина Мягкова: Он был избит 4 ноября в 5 часов вечера около собственного дома. Припарковал машину и пошел к подъезду, и там было совершено нападение. Соседи вызывали "скорую", потом сообщили мне, я выбежала из подъезда и увидела его. Рядом с ним валялась сломанная бита, то есть об его голову биту разбили. А следователи, что говорят? Говорят, что возбуждено уголовное дело по статье 111, часть первая – это нанесение тяжких телесных повреждений. И до сих пор прокуратура химкинская не возбуждает уголовное дело по статье "покушение на убийство". По характеру травм, по тому, как это было жестоко и цинично сделано, для меня, например, сомнений нет, что его убивали.

Любовь Чижова: Марина, с чем вы связываете нападение на своего мужа?

Марина Мягкова: Так как он был в открытой оппозиции к химкинской администрации, он становился фигурой заметной и присоединился к экологическим манифестациям, в последний год которые проводили в Химкинском лесу, публиковал свои статьи в оппозиционных газетах химкинских, проводил пикеты, митинги, не скрывал своего отношения к химкинской администрации, считал, что она должна уйти в отставку. Я думаю, что это какая-то личное неприязненное отношение администрации города Химок. Или они почувствовали в нем политического конкурента. Потому что Константин человек необыкновенный, он и образованный, и умный.

Любовь Чижова: А чем он вообще занимается по жизни?

Марина Мягкова: Вы знаете, во-первых, он возглавляет отделение партии "Правое дело" у нас в Химках. Он учится в аспирантуре, получил второе образование по политологии в Российской академии государственной службы при президенте. Сейчас писал диссертацию "Социально-политические сети". Так он является по жизни малым предпринимателем, он руководит фирмой, которая находится, слава богу, в Москве. Я думаю, что с точки зрения Химок для меня и для жителей Химок, которые очень напуганы, которые живут в обстановке давления страшного, люди боятся милиции, даже при опросе не открывали двери. Это такой террор со стороны администрации, какое-то осатанение в последнее время. Поэтому я это связываю с тем, что может быть эти люди чувствуют, что время их уходит, может быть они видят реальную угрозу тому, что они потеряют свои должности, а значит потеряют свои деньги. Наверное, деньги очень крупные, которыми они ворочают. Я думаю, что это связано как с Химками, так с Московской областью.

Любовь Чижова: Нападение на Константина Фетисова очень похоже на нападение, совершенное на Михаила Бекетова два года назад. Кроме того, одной из версий покушения на журналиста издания "Коммерсант" Олега Кашина называют его публикации по проблеме Химкинского леса. Вот что думает об этом лидер движения в защиту Химкинского леса Евгения Чирикова…

Евгения Чирикова: Действительно нападение на Олега очень похоже на нападение на Константина Фетисова 4 ноября и очень похоже на двухгодичной давности нападение на Мишу Бекетова. Особенно мне, честно говоря, потрясло то, что Олегу отбивали железным прутом фаланги пальцев, точно так же поступили с Мишей Бекетовым. Неизвестно, чем его били, но именно отбивали руки и затем голову. Слава богу, что в деле с Олегом его быстро удалось поместить в больницу, потому что для Миши это закончилось ампутацией четырех пальцев. Надеюсь, что у Олега не будет таких проблем, там помощь пришла довольно оперативно. Что касается деятельности Олега Кашина профессиональной, мне кажется, что следствие должно очень внимательно просмотреть химкинскую версию. Потому что два года назад сразу после нападения на Мишу Бекетова Олег приехал к нам в Химки, он приехал ко мне домой и первый журналист "Коммерсанта", такой серьезной очень газеты, который сделал интервью о нашей борьбе, это был, конечно, Олег. И с тех пор он систематически поднимал тему Химкинского леса у себя в блоге, и на страницах "коммерсанта". Мне кажется, что та его статья о событиях 28 июля, когда он отказался открывать источники, потому что понимал, что у нас в стране началась охота на ведьм и открытие источников может привести к жертвам, причем необоснованным. И появление отвратительной фотографии в Интернете со всякими нехорошими эпитетами в адрес Олега, что он, мягко говоря, поступает неправильно и теперь он будет наказан, мне кажется, к этому надо очень внимательно присмотреться.
И конечно же, я думаю, так, как было проведено это нападение, сейчас в сети можно посмотреть ролик этого нападения, очень профессионально, очень жестоко. Я считаю, что эти все события, связанные с Михаилом, Константином, с Олегом, их, конечно, надо рассматривать вместе и их, конечно, надо объединять в одно дело и все, естественно, покушение на убийство и никак не нанесение тяжких телесных повреждений. Я считаю, что на сегодняшний день этим делом должны заняться именно в следственном комитете. Нельзя это спускать до уровня более низкого разбирательства по делу. Мне бы очень хотелось, чтобы и дело по Косте Фетисову проходило не как с Мишей Бекетовым, по сути химкинские следователи вели дело Миши Бекетова и вот вам результат – два года прошло, человек в инвалидном кресле, никто не понес ответственности, никто не понес наказания за это преступление. Более того, дело по Михаилу Бекетову приостановлено.

Любовь Чижова: Защитники Химкинского леса призывают российские власти переквалифицировать дело о нападении на Константина Фетисова и требуют, чтобы его расследовали в государственном следственном управлении, а не в химкинской милиции.
XS
SM
MD
LG