Ссылки для упрощенного доступа

Трофеи Тарасовых


Russia--Tat'yana Tarasova, skating trainer; official site; www.tarasova.ru; 14Feb2007
Russia--Tat'yana Tarasova, skating trainer; official site; www.tarasova.ru; 14Feb2007
Идея с проведением новой хоккейной суперсерии Россия – Канада была обречена на провал. Татьяна Тарасова хочет выйти на Красную площадь. К вопросу о совмещении Валерием Карпиным постов гендиректора клуба и главного тренера команды. Эти темы обсуждаются в российской спортивной прессе.

Председатель совета директоров КХЛ, президент ХК ЦСКА Вячеслав Фетисов пишет на страницах газеты "Спорт-Экспресс" о том, что идея с проведением новой суперсерии Россия – Канада изначально была обречена на провал. По той простой причине, что не имела под собой никаких экономических обоснований. К тому же инициатива Третьяка была абсолютно не подготовлена.

До сих пор непонятно, зачем ФХР нужно было во всеуслышание объявлять о мифической суперсерии как о свершившемся факте, назвав и количество матчей, и сроки серии, и города, которые могут ее принять. "Забыв" при этом обсудить идею с главными лигами мирового хоккея – НХЛ и КХЛ. Мы, руководители КХЛ, узнали об инициативе Третьяка только со страниц прессы. Между тем президент лиги Александр Медведев входит в высшее руководство международной федерации.

Когда глава федерации хоккея России отправился в Канаду договариваться о грядущей суперсерии с комиссаром НХЛ, можно было заранее предположить, с какой, мягко говоря, иронией будет воспринята Бэттменом вся эта затея. Ответ Гэри был логичен и предсказуем – категорическое "нет".

Сегодня на дворе не 72-й год. Хоккейный мир давно стал многополярным. Крупный турнир, такой как Олимпийские игры, способны выиграть шесть-семь сборных. При этом НХЛ никогда не будет участвовать в соревновании, если лиге это не выгодно экономически. Это касается любых турниров. А насколько сложно бывает уговорить Бэттмена, мы видим, когда речь заходит об участии энхаэловцев в зимних Играх. Очевидно, что новая суперсерия Канада – Россия с финансовой точки зрения была бы куда менее выгодна, чем, скажем, серия Канада – США или Кубок мира.
До сих пор непонятно, зачем ФХР нужно было во всеуслышание объявлять о мифической суперсерии как о свершившемся факте

Теперь пошли разговоры о том, что НХЛ может предложить в 2012 году проводить Кубок мира якобы взамен суперсерии. На самом деле разговор о Кубке мира шел на саммите в Торонто, который состоялся в августе и на котором присутствовали руководители ИИХФ, КХЛ, НХЛ, других лиг и федераций. Там четко прозвучало (и этот подход поддержал президент ИИХФ Рене Фазель), что формат международного календаря будет меняться. НХЛ там же заявила, что склоняется к возобновлению Кубка мира, который проводился бы регулярно между олимпийскими циклами.

Шел конструктивный разговор, в котором были задействованы все ведущие силы мирового хоккея. И вдруг, словно чертик из табакерки, выскочила эта история с суперсерией…

Еще одно мероприятие, которое вызывает большие вопросы, – Евротур. На днях было объявлено, что это соревнование сохранится в прежнем формате до 2014 года! И ведь каждому известно, что все последнее время этот турнир не критиковал только ленивый, и что были разумные предложения по его реформированию. Например, предлагалось не растягивать турнир на год, а проводить Кубок Европы, пополнив четверку новыми командами – швейцарцами и словаками. Это могло бы придать соревнованию европейских сборных новый статус. Однако в итоге ни о каких переменах никто из глав федераций, как понимаю, даже не заикнулся.

Впрочем, и сам подход к Евротуру у ФХР невнятный. Посмотрите на шведов – они постоянно привозят на этапы молодых игроков, экспериментируют. Наши молодые таланты в это время отправляются в Польшу играть в хоккей, извините меня, с рыбаками. И чему они могут научиться в матче с Голландией? Это же смешно. Нам надо искать нормальный формат турнира для новых ребят, чтобы они приобретали действительно ценный международный опыт, а не играли бы с третьеразрядными соперниками.

И еще один тревожный момент. В последнее время в адрес КХЛ постоянно слышится привычная, чаще всего необоснованная критика. КХЛ не нравится НХЛ, шведам, финнам – и это объяснимо. Наши конкуренты осознают, что, создав мощную лигу, российский хоккей прочно встал на ноги. Но меня не может не беспокоить тот факт, что против сильной лиги в России выступают люди, от которых зависит развитие хоккея в нашей стране.

Сейчас сборной России, оказывается, мешают легионеры, играющие в КХЛ. Хотя в лиге их процентов 20. Для сравнения, варягов в нашем футболе – почти половина. Конечно, можно отправить Ягра и Ко по домам и в НХЛ: пусть они там повышают уровень хоккея. Но нам самим тогда придется резко сокращать количество команд, потому что на два с лишним десятка клубов попросту не останется хороших игроков.

В НХЛ канадцев сегодня немногим более 50 процентов. Там играют Овечкин, Малкин, Ковальчук и другие наши звезды. Но там никому и в голову не приходит возмутиться – мол, зачем мы наигрываем состав для сборной России? Высочайший уровень конкуренции в лиге позволяет держаться Канаде в лидерах мирового хоккея.

Никто в КХЛ не мешает наигрывать молодежь. В ЦСКА сейчас выходит пятерка ребят, которым по 19-21 году. Постоянно играет молодежь в "Магнитке", в других клубах. Но молодые игроки будут спокойно оставаться в России, только когда увидят: здесь очень сильная лига с сумасшедшей конкуренцией. И что у них есть возможность стать настоящими суперзвездами именно в КХЛ.

* * *

Школа фигурного катания ЦСКА, где воспитывались многие знаменитые спортсмены, находится в плачевном состоянии, а руководство клуба ничего не делает для исправления ситуации. Рассказывая Агентству спортивной информации "Весь спорт" о проблемах в ЦСКА, знаменитый тренер по фигурному катанию Татьяна Тарасова, дочь великого хоккейного тренера Анатолия Тарасова, заявила о намерении обратиться за помощью к премьер-министру России Владимиру Путину и даже "выйти на Красную площадь с плакатами".
Неужели закроется единственная школа в стране, которая дает кадры другим школам, где благодаря усилиям Водорезовой еще растут новые выдающиеся спортсмены?!

"Вся базовая работа по подготовке юных фигуристов ведется в ЦСКА, – сообщила Татьяна Тарасова. – Тут готовят детей из разных городов России, а потом раздают их по клубам. При этом зарплата тренера по фигурному катанию в ЦСКА составляет – три с половиной тысячи рублей. Это не хватит даже для проезда на трамвае! Да пропади всё пропадом! Почему так распоряжаются судьбами людей?! Что случилось в нашей стране, которая хочет выиграть Олимпийские игры 2014 года в Сочи?! Разве мы не мечтаем, чтобы спорт вошел в жизнь каждого ребенка, чтобы у нас была здоровая нация?

Я хочу, чтобы бывший президент России Владимир Путин с бывшим министром обороны страны Сергеем Ивановым, которые построили этот Дворец спорта и подарили его Елене Водорезовой, прекрасной спортсменке, а ныне начальнику школы фигурного катания ЦСКА, вмешались в безобразную политику, которая сейчас проводится руководством "большого" ЦСКА. Что за ставки такие унизительные – три с половиной тысячи рублей?! Хотят, чтобы люди обиделись и ушли?! Неужели закроется единственная школа в стране, которая дает кадры другим школам, где благодаря усилиям Водорезовой еще растут новые выдающиеся спортсмены?! Но нам нельзя терять Водорезову, школу фигурного катания ЦСКА, тренеров, которые там работают. В ЦСКА готовят резерв, который будет отстаивать честь нашей родины, в том числе, уже на Олимпийских играх в Сочи.

А еще армейская школа фигурного катания каждый месяц сдает в казну клуба миллион рублей! Школа зарабатывает миллионы, а тренеры получают копейки. Я хочу выйти на Красную площадь! С плакатами! Потому что говорить можно одно, а делать другое. В ситуации с фигурным катанием в ЦСКА необходимо разобраться на самом высоком уровне!

Мало того, сейчас руководство ЦСКА в большом возмущении – видите ли, на катке тренировались американские и канадские фигуристы. Они прилетели в Москву за три дня до начала московского этапа Гран-при, им нужен был лед. Они заранее позвонили Лене Водорезовой, просились на каток. Приехали, заплатили за гостиницу. Покатались. Как нас в США пускают на катки перед турнирами, так и мы пустили. Это же нормальное дело. Но в ЦСКА из-за этого подняли дикий шум, устроили скандал, Водорезова уже пять объяснительных написала. Мол, почему пускаешь иностранцев?! Наверное, люди, которые сидят в "большом" ЦСКА, привыкли "брать". Думают, что Водорезова, тренеры получили какие-то деньги за эти тренировки. Не понимают, что принимающая сторона должна обеспечить зарубежным коллегам лед на несколько дней. Это записано в правилах Международного союза конькобежцев. Мы создали нашим гостям нормальные условия, а теперь страдаем!

Я бы хотела отдать в ЦСКА коллекцию наград моего отца, великого тренера по хоккею Анатолия Владимировича Тарасова, много лет возглавлявшего ЦСКА и сборную СССР. А как я могу это сделать с нынешним руководством "большого" ЦСКА? Ведь все разворуют! Там никто ни в чем не заинтересован! Я говорила на эту тему с президентом хоккейного клуба ЦСКА, двукратным олимпийским чемпионом Вячеславом Фетисовым. Слава сказал: "Да, иметь коллекцию Тарасова было бы очень интересно и престижно. Но я не могу ничего сделать. Дворец спорта хоккейному клубу не принадлежит. Все чужое". Получается, я просто вынуждена отправить коллекцию отца в Музей хоккейной славы в Торонто. В Канаду! Но как я это сделаю своими руками?! Это же трагедия! Честное слово, трагедия. Но другого выхода у меня нет..."


* * *

Борис Левин на страницах газеты "Спорт-Экспресс" пишет, что "болезненное поражение "Спартака" с новой силой подняло интерес к вопросу о правильности совмещения Валерием Карпиным постов гендиректора клуба и главного тренера команды".

Взаимоотношения президентов и тренеров клубов – тема не на одну диссертацию. Но даже тщательное ее исследование не даст четких и однозначных рецептов, как эти взаимоотношения должны быть выстроены до деталей – "суха теория, мой друг, а древо жизни зеленеет". Каждый случай, успешный или не очень, индивидуален и неповторим - так же, как неповторима любая человеческая личность, а уж тем более взаимодействие разных личностей.

Понятно, что в массовом представлении существует некая идеальная картинка, где мудрый руководитель клуба обеспечивает его безбедное существование, создает все условия для эффективной работы команды, не вмешиваясь в ее оперативное управление, но осуществляя стратегический надзор. А главный тренер, этакий "слуга царю, отец солдатам", не менее мудрый и профессиональный, творит в тиши кабинетов и на поле, оптимально готовя имеющихся под рукой игроков и умело поднимая их на каждый бой, как на "последний и решительный".

Да уж больно та картинка абстрактна, поскольку в жизни идеальных лабораторных моделей не существует. Как не бывает людей без недостатков, так и любая команда, будь то "Реал" или "Манчестер Юнайтед", всегда имела и будет иметь отклонения от оптимума, связанные с конкретными сиюминутными реалиями и теми или иными специфическими чертами характеров непосредственных исполнителей: наши недостатки не что иное как продолжение достоинств.
Ситуация для Карпина осложняется еще и тем, что он – главный менеджер, но стратегические решения, как ни крути, не в его компетенции

С тренерами в этой диспозиции все более или менее понятно. Есть разные пути к достижению спортивного успеха: демократичные и авторитарные, основанные на глубокой теоретической подготовке и извлеченные опытным путем исключительно из практики, построенные на яркой харизме и на незаметном, но профессионально выстроенном кропотливом труде. Но все они так или иначе описаны и систематизированы. И хотя, на мой взгляд, никакая учеба не может сама по себе сделать тренера великим, ремеслу она обучить способна.

А вот научить менеджера стать по-настоящему профессиональным президентом клуба куда сложнее, если вообще возможно. Футбольное дело – вещь очень тонкая. Будучи бизнесом и вроде бы подчиняясь общим законам экономики, оно основано на такой непрогнозируемой и трудно формализуемой штуке, как спортивные успехи команды, являющейся ядром клуба. И найти тонкую грань между применением бизнес-формул и пониманием непосредственно футбольных моментов, влияющих на результат, – дело настолько непростое, что подвластно единицам. Уж у нас в отечестве – совершенно точно.

Отсюда и все сложности в работе тандема президент – тренер. Первый, если он, конечно, не занят исключительно освоением бюджетных денег, денно и нощно обязан заботиться об экономической целесообразности вверенного ему хозяйства, второму до этой составляющей жизни клуба дела по большому счету нет: его интересует исключительно состояние команды, и каким образом оно будет обеспечено – не его головная боль.

Но жизнь показывает, что успеха может достичь только тот клуб, где две главных фигуры работают в связке. Не говорю даже о доверии друг другу: оно подразумевается априори. Еще и понимание стратегического пути развития должно быть общим, а упомянутые разновекторные задачи не разъединять, как часто бывает, а сплачивать для поиска совместных решений.

При этом каждый должен осознавать меру своих прав и обязанностей, что, впрочем, условие любого успешного проекта. Конечно, бывают ситуации, когда два руководителя совершенно равноправны, как Валерий Филатов и Юрий Семин в становящемся уже понемногу легендой "Локомотиве" конца девяностых – начала двухтысячных. Но история свидетельствует о том, что подобный расклад может быть лишь временным: даже ближайшие друзья терпят обычно статус-кво только на пути к большой цели. Достигнув же ее, так или иначе, начинают разбираться, кто из них главный. Так уж устроена человеческая природа.

Есть, правда, вариант, при котором разбираться не придется ни в коем случае: если президент и главный тренер – одно и то же лицо. Как Олег Романцев в "Спартаке" 90-х или с натяжками (поскольку президентом в полном смысле его считать нельзя) Валерий Карпин в "Спартаке" нынешнем. Но подобное совмещение не выход из проблемы, поскольку обе должности настолько трудоемки, что какая-то (а то и две сразу) обязательно страдает.

Ситуация для Карпина осложняется еще и тем, что он – главный менеджер, но стратегические решения, как ни крути, не в его компетенции. Убежден, что беды многих клубов идут как раз от того, что истинное первое лицо далеко от их оперативной жизни, а значит, получает информацию из чьих-то рук, а не самостоятельно. Особенно ярко это видно по последним потрясениям в "Локо". Когда в товарищах согласья нет, а уж тем более когда каждый считает себя главным, команда страдает первой.

Вот и выходит, что клуб получается нормально выстроенным, только при наличии единоначалия, которое используется жестко, продуманно и исключительно, прежде всего на пользу команде. Так, как в ЦСКА Евгения Гинера или "Шахтере" Рината Ахметова. Заметьте, обоих президентов кроме высокого профессионализма отличает еще одно важнейшее качество: неподдельная любовь к своему делу.

Что предпринимать сейчас "Спартаку"? Советовать не берусь, поскольку не владею всей необходимой информацией. Но то, что в вертикали красно-белой власти не все устроено рационально, видно, увы, даже со стороны.
XS
SM
MD
LG