Ссылки для упрощенного доступа

Западные философы: испытание социализмом


Жак Деррида, французский философ
Жак Деррида, французский философ
Пражский институт тоталитарных режимов опубликовал архивные данные о том, как государственная служба безопасности социалистической Чехословакии следила за подпольными семинарами, которые проводили здесь ученые с мировым именем. Среди них был и прославленный французский философ Жак Деррида.

После событий 1968 года в чехословацкой службе безопасности было организовано так называемое "управление по слежке". В документах, которые удалось собрать этому управлению, с конца 70-х годов фигурируют имена не только чехословацких диссидентов, но и сотрудников посольств, западных журналистов и ученых. Часть архива посвящена организации подпольных семинаров, которые проводили как репрессированные чехословацкие лекторы, так и их иностранные коллеги.

Рассказывает Барбара Дэй, которая сейчас возглавляет "Пражское общество международного сотрудничества". 25 лет назад она работала в Лондоне и организовывала визиты западных ученых в Чехословакию, о чем впоследствии написала книгу "Бархатные философы":

– Когда ситуация более или менее стабилизировалась, возникла проблема образования детей тех, кого преследовал режим. Многим из них не разрешили даже сдать школьные выпускные экзамены и они были вынуждены заниматься физическим трудом. Было решено организовать семинары для таких детей. Идея пригласить западных ученых в Чехословакию возникла на одном из этих семинаров во время лекции чехословацкого философа Юлиуса Томина, бывшего марксиста, которому запретили преподавать. Он начал говорить о том, что его возможности ограничены и действительно необходимо пригласить преподавателей из-за границы, которые продолжают традицию философского образования. Вместе со своими студентами он написал письма, посланные в четыре университета: два – в Германию, и по одному – в Гарвард и Оксфорд. Университет в Оксфорде стал единственным, откликнувшимся на этот призыв, но не исключено, что другие его просто не получили. Сотрудники университета расценили это письмо как просьбу о помощи коллег, живущих за железным занавесом. И ответ был однозначным: "Конечно, мы организуем такие семинары".
Посредством ареста власти добивались того, чтобы ученые больше никогда не могли попросить о выдаче визы. Повторный приезд был просто невозможен

Первой в Чехословакию приехала профессор Оксфордского университета Кэтлин Вилкес. Впоследствии она стала одним из инициаторов создания фонда имени Яна Гуса, который помогал чехословацким диссидентам. Вилкес стала привозить литературу из-за рубежа, а из страны вывозить самиздат. Когда чехословацкие власти отказали ей в визе, она сменила фамилию, чтобы получить возможность вернутся в страну. Вслед за ней приехал Торолф Рафт, норвежский профессор экономики, которому так и не удалось выступить с лекцией. На пятый день его пребывания в Праге сотрудники службы безопасности силой посадили его в поезд до Берлина.

Единственный человек, у которого беспрепятственно получилось выступить на подпольном семинаре, был французский философ Жак Деррида. Рассказывает Барбара Дэй:

– Но ему подложили в багаж наркотики. Наверное, это произошло в гостинице. На таможне в аэропорту его попросили пройти в отдельную комнату, где полицейские с собаками обыскали его багаж и нашли четыре пакета с коричневым веществом. Жака Деррида отвезли в полицию и продержали до следующего дня, не давая спать. Его допрашивали о его жизни, его связях с Чехословакией, его визите на могилу писателя Франца Кафки. В итоге было выдвинуто обвинение в производстве и перевозке наркотиков, а затем последовала депортация.

Еще одним ученым, которому удалось в 1980 году приехать в Чехословакию, был профессор Оксфордского университета Энтони Кенни. Его выступление продлилось несколько десятков минут. После этого в квартиру, принадлежащую чехословацкому философу Юлиусу Томину и его жене, ворвалась полиция, которая стала допрашивать всех собравшихся. Кенни был арестован и депортирован на родину.

В середине 80-х в Праге выступали британский философ Роджер Скратон и историк Тони Джадт. По словам Барборы Дэй, каждый раз собрание прекращали сотрудники службы безопасности:

– Внутренняя разведка постоянно осуществляла рейды на эти семинары. Когда приезжали иностранные лекторы, полиция недолго позволяла им говорить, а потом врывалась в квартиру, где проходила лекция, и всех забирала в отделение. Посредством ареста власти добивались того, чтобы ученые больше никогда не могли попросить о выдаче визы. Повторный приезд был просто невозможен.

Институт тоталитарных режимов Чехии постепенно публикует дела, заведенные на всех ученых, побывавших в Чехословакии. В архивных документах по минутам расписан каждый их шаг: в какой гостинице они останавливались, с кем и когда встречались, в каком кафе сидели за чашкой кофе, какие публикации передавали своим чехословацким коллегам. Подробности насчитывают тысячи страниц.
XS
SM
MD
LG