Ссылки для упрощенного доступа

Владимир Путин послал европейцев в Сибирь


Владимир Путин на экономическом форуме в Германии
Владимир Путин на экономическом форуме в Германии
Продолжается визит премьер-министра России Владимира Путина в Германию. 26 ноября он выступил на экономическом форуме, организованном газетой "Зюддойче цайтунг". Речь российского премьера была посвящена российско-германскому сотрудничеству в промышленной сфере. Однако Владимир Путин говорил и о препонах на пути развития двухсторонних отношений:

– Российские предприниматели также готовы вкладывать свои капиталы в немецкую промышленность, но должен сказать откровенно: подчас это сложно сделать и по совершенно непонятным для нас причинам. А когда, скажем, российские капиталы пытаются войти в европейский бизнес, их просто не допускают, хотя с экономической и даже с социальной точек зрения европейцы крайне в этом заинтересованы. Я мог бы привести много примеров, свидетельствующих о том, что российский бизнес, пытающийся приобрести доли в европейских концернах, часто встречают политически и экономически мотивированное сопротивление. Немецкой общественности не нравится атомная энергетика... Я не хочу давать никаких комментариев, но я вообще не понимаю, чем вы будете топить – газа не хотите, атомную энергетику не развиваете, а что, вы будете дровами топить? Но дрова – тоже в Сибирь надо ехать...

Визит Владимира Путина в Германию в интервью Радио Свобода комментируют корреспондент РС в Берлине Юрий Векслер и руководитель Центра германских исследований Института Европы Российской академии наук Владислав Белов.

– Чего стоит шутка российского премьера о дровах? Что стоит за этими словами?

Владислав Белов:

– Я думаю, стоит обида за несостоявшийся стратегический проект "Дженерал Моторс". Но это не европейцы – решение принималось в Америке. И я бы не стал говорить о препятствиях, есть здоровая, рыночная конкуренция. Там, где российские компании с ней сталкиваются, им сложно добиться результата. Однако это происходит не на уровне правительств, по крайней мере, не на уровне правительства Германии, которое после 2008 года четко позиционировало себя как государство, которое приглашает стратегических инвесторов. Возможно, речь идет о третьем энергетическом пакете, где российского гиганта не пускают к распределительным сетям, но это немножко другая история, об этом Путин также говорил, правда, не на примере Германии, а на примере Литвы.

– Надо сказать, что сегодня он снова поднимал вопрос о третьем энергетическом пакете, но, все же, насколько эти энергетические узкие проблемы влияют в целом на выступление Путина, касающееся препятствиям работе российского бизнеса?

– Жалко, что дискуссия пошла в этом направлении, потому что именно в рамках третьего энергетического пакета есть возможность реализации российских проектов на национальном уровне. Этот пакет, как мне рассказывали специалисты, позволяет национальным правительствам делать исключения и предоставлять возможность дальнейшей работы по схемам, обговоренным ранее. Поэтому вызывает сожаление тот факт, что Россия, Германия и Литва не достигли консенсуса на уровне правительства, компании EON и компании "Газпром". В большей степени правы здесь окажутся Германия и Россия, которые могли бы в рамках этого третьего пакета договориться с Литвой. По крайней мере, Германия, наверное, такую возможность своим компаниям предоставит.

– Есть ли какая-то сформулированная позиция по этим энергетическим спорам и энергетическому сотрудничеству с Россией в Германии и в Европе?

Юрий Векслер:

– Я такой сформулированной позиции пока не вижу, и считаю, что речь Путина адресована очень многим, не до конца понятно, о ком это он – о "Дженерал Моторс", о Европейском союзе или Европейской комиссии? Поэтому интересно дождаться переговоров с Ангелой Меркель по энергетическим вопросам, потому что это все выглядит этакой многофланговой атакой, и газеты пишут, что Путин уже не раз заставал врасплох мировую общественность. Но многие, тем не менее, считают, что это не более чем набор холостых выстрелов, включая концепцию единого торгового пространства от Лиссабона до Владивостока. То есть самую идею никто не отвергает, ее все одобряют, хотя на этом пути есть миллион разных препятствий. Однако считается, что выступление Владимира Путина с подобного рода идеями – это не более чем попытка освежить свой имидж реформатора в глазах европейской прессы, политиков и бизнесменов.

– Что стоит за призывами Путина к единому экономическому пространству и что он может ответить Ангеле Меркель на предстоящих переговорах?

Владислав Белов:

– Путин говорит об экономиках и четко подчеркивает, что зона свободной торговли – это отдаленное будущее и зря за это его критикуют. Я думаю, надо рассматривать эту статью (имеется в виду статья Владимира Путина под заголовком "Россия и Европа: от осмысления уроков кризиса – к новой повестке партнерства", опубликованная накануне газетой "Зюддойче цайтунг". - РС) как программное заявление, которое наполнено более конкретным содержанием – от партнерства до модернизации. Но в ней есть отдельные пункты, на которые никто не обращает внимания. Речь идет о том, что Россия предлагает перед началом брюссельской встречи в декабре некую программу действий: давайте обсуждать со всеми проблемами, которые за этим стоят.
XS
SM
MD
LG