Ссылки для упрощенного доступа

"Кублай-хан" в Метрополитен


Кублай-хан
Кублай-хан
29 ноября вечером в программе Александра Гениса - экспозиция в Метрополитен, жизнь бездомных в Америке, месяц перед Рождеством и другие сюжеты.

Способна ли эффективная экономика и дальше сосуществовать с коммунистическим режимом? Если – да, то вместо "конца истории", который ХХ веку обещала победа Запада, ХХI столетие ждет эпическая битва двух идеологий. Чтобы понять соперника, Америка заходит издалека – с прошлого. В этом можно найти внутренний смысл череды посвященных Китаю выставок, которую венчает энциклопедическая экспозиция "Кублай-хан" в музее Метрополитен.

При монголах лучшие умы Китая впервые разминулись с политикой. С тех пор, как государственное поприще, к которому конфуцианская традиция готовила каждого образованного китайца, стало практически недоступным, морально недопустимым, а то и преступным, духовная элита замкнулась в себе и превратилась в интеллигенцию.

Оставшиеся не у дел должны были найти себе занятие и оправдание. "Литерати", так можно назвать эту касту, были аристократами духа. Их отточенный веками упорных усилий вкус требовал благородной скудости, пресной простоты, аскетической мудрости. При монголах литерати ушли в отшельники. Они стремились стать "цзы ю". Буквально эти два иероглифа означают "иметь причину поведения в самом себе". Выдавленные на обочину, "литерати" скрылись от окружающего – на лоне природы.

Иконой "литерати" был пейзаж. Вступив в союз с природой, юаньский художник, а значит поэт и каллиграф, совершил революцию в искусстве. Оно открыло внутренний мир и научилось его изображать. Юаньские художники сменили жанр и масштаб пейзажной живописи. Вместо эпоса – лирика, вместо тотальности – фрагмент. Это искусство кажется "дачным" - элегичным и праздным. Оно существовала исключительно для своих. Для тех, кто умел со сладострастной медлительностью разворачивать (справа – налево) свиток, погружаясь в нарисованный тонкой кистью монохромный пейзаж, желательно - под светом полной луной, хорошо бы – на фоне свежевыпавшего снега.

Собственно, ради этого "литерати" ушли из большой жизни. Они считали своим долгом сохранить и передать умение наслаждаться лишь высоким, только невыразимым и бесконечно прекрасным. В себе "литерати" хранили даже не цветы традиции, а ее пыльцу. Почти неощутимая духовная субстанция, без которой мир был бы пошлым, жизнь - грубой, искусство – развлечением.

Таких людей не бывает много, но в них – все дело. "Литерати", как бы они ни назывались и где бы они ни жили - суть нации даже тогда, когда она, нация, увлеченная шумной жизнью и дикими нравами, об этом не догадывается. Собственно, именно тогда литерати и нужны больше всего. Разошедшись с эпохой, они пестуют ненужные ей достоинства.

Нет дела важнее, ибо без умения смотреть, внимать и слышать умрет все накопленное долгой чередой гениев. И уже некому будет узнать, кем были эти самые гении, почему они ими считались и зачем они нужны.
При монголах живопись, самое благородное из искусств китайского канона, достигла нового расцвета, но еще важнее, что в Китае сохранились не только художники, но и их зрители – знатоки и поклонники. "Литерати" – залог любого Ренессанса. Без них история, утрачивая культурную преемственность, становится дискретной и исчезает, не оставляя глубоких следов.

А также сегодня в 23 часа мск в программе "Поверх барьеров. Американский час":


Между душой и бумажником: к началу Рождественского сезона.

… Рождественский сезон – самый важный для американской души и экономики, которая ждет его, как невеста – свадьбы. Однако коммерческий экстаз не мешает Америке вспомнить и о других ценностях рождества: ставшей почти инстинктом традиции благотворительности. На нее Америка тратит больше любой другой страны в мире…


"Необыкновенные американцы" Владимира Морозова: Бездомный Хозе Маркадо.

МОРОЗОВ. Хозе, скажите, как вы стали бездомным?

ХОЗЕ. Из-за женщины.

МОРОЗОВ. Женщина сделала вас бездомным?

ХОЗЕ. Мы 4 года жили вместе во Флориде. Потом Кармен переехала на север штата Нью-Йорк, в город Олбани, где живут ее родители. И позвала меня. Но здесь нашлись ее старые собутыльники. Она загуляла и меня прогнала. А я еще работы не нашел, никого тут не знаю, ну, и оказался на улице, а потом в приюте. Я стал бездомным первый раз в жизни. Оставался без работы и раньше, но не больше, чем на неделю. Мне и в страшном сне не могло присниться, что я окажусь в приюте. Теперь в лепешку разобьюсь, чтобы такое со мной больше не повторилось…

Старый авангард. Гости АЧ – редакторы и поэты Игорь Сататновский и Леонид Дрознер.

Альманах "Новая кожа" - самый необычный печатный орган Нью-Йорка. В нем печатались стихи Сталина и Мао Цзедуна, выходила звуковая антология зауми. Этот номер, посвящен "классикам" русско-американского авангарда - Бахчаняну, Худякову, Лурье.

Картинки с выставки. Дзен музыки

… Первый совет Будды был ясен: "Умей направлять свою мысль, как стрелу из лука". Все остальное – дело техники, но какой!.. Юаньская эпоха оставила немало следов в китайской культуре - великая живопись, театр, который в виде пекинской оперы так заинтриговал сейчас Запад. Однако универсальной ценностью стала медитация, которая захватила весь мир – в том числе и музыкальный…


Дар Далай-ламы: медитация в американской школе. Беседа с неврологом Ричардам Дейвидсоном

Далай-лама намерен передать 50 тысяч долларов на исследования медитативных состояний в лабораторию невролога Ричарда Дэвидсона, который намерен ввести уроки медитации в американскую школу.
Дейвидсон: Первый я посетил Далай-ламу в его резиденции в Индии. Он сказал мне: "Если велись исследования мозга в состоянии страха, волнения и депрессии, то почему никто не рассматривает изменения в мозгу под действием медитации".
XS
SM
MD
LG