Ссылки для упрощенного доступа

Экономика обещаний


Одна из излюбленных экономических тем Дмитрия Медведева - модернизация
Одна из излюбленных экономических тем Дмитрия Медведева - модернизация
В нынешнем президентском послании Федеральному собранию, в отличие от прошлых лет, тема будущего российской экономики не стала определяющей. Дмитрий Медведев лишь пообещал выделять больше средств на ее модернизацию, не забыв и про новое увеличение социальных расходов.

Нынешнее состояние национальной экономики Дмитрий Медведев оценивает со сдержанным оптимизмом. Власти, по словам президента, смогли добиться ее стабилизации после кризиса, рост ВВП по итогам нынешнего года уже составит около 4 процентов. На этом фоне снижается безработица. За счет роста зарплат и пенсий увеличиваются реальные доходы населения. Таким образом, как считает глава государства, правительству страны после реализации антикризисных мер, не забывая о социальной поддержке населения, необходимо переходить к более сбалансированной бюджетной политике, основанной, в первую очередь, на поддержке модернизации страны: "Ресурсы, которые у нас есть, надо использовать не для латания дыр, а в целях модернизации экономики, для создания новых конкурентоспособных товаров и услуг, миллионов новых рабочих мест, формирования спроса на инновации, развитие малого и среднего бизнеса, расширение профессиональных и социальных перспектив наших людей. Поручаю правительству не менее половины экономии запланированных расходов, а также часть дополнительных доходов федерального бюджета направлять на поддержку приоритетов модернизации".

Готовы ли эксперты согласиться с такими оценками российской экономики, сделанными президентом? Директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев, например, совсем не уверен в том, что страна уже полностью преодолела последствия кризиса и вошла в период стабильного и устойчивого роста:

– При формулировании первоочередных задач, на мой взгляд, самый естественный путь – исходить из основных угроз и рисков, которые существуют в экономике. В этом году мы наблюдали экономическое оживление, но оно постепенно затухает. Такая ситуация, собственно, во всем мире – в какой-то период восстановительный рост имел место, но сейчас происходит затухание. Экономическая ситуация очень неопределенная. Мы можем получить ситуацию, которая называется стагнацией. А так как темпы инфляции у нас могут увеличиться, то тогда у нас будет уже стагфляция. Сам термин выглядит пугающе.

– В чем, собственно говоря, опасность этой ситуации?

– Стагфляция означает для нас опасность на многие годы впасть в состояние, когда экономика не падает, а болтается около нуля. Если мы признаем, что это главный риск, а я считают его главным, то надо сосредоточиться на формулировании задач и механизмов по его предотвращению.

– Российские власти должны определить для себя наиболее важные направления поддержки экономического роста, сосредоточив свои усилия именно на них?

– В России в восстановительном росте ключевую роль сыграл фактор отложенного спроса. Сейчас он затухает. Значит, необходимо предложить государственные меры стимулирования спроса. Но я не слышал, что российские власти собираются это делать в первую очередь. Меры социальной поддержки, которые они предлагают и которые, безусловно, необходимы – компенсация негативных социальных последствий кризиса. Но это не антикризисные меры, – подчеркивает Николаев.

Пока же, если исходить из послания президента Федеральному собранию, власти для дополнительной поддержки экономики могут предложить не очень много. Среди таких мер Дмитрий Медведев назвал только распространение льгот, связанных с более плавным повышением общей суммы обязательных взносов в фонды пенсионного, социального и медицинского страхования, на предприятия малого бизнеса в производственной и социальной сфере. Главным же резервом государства, по словам президента, остается приватизация принадлежащего ему имущества: "Это только кажется, что имущество не бывает лишним. На самом деле, управление избыточной собственностью требует много сил, времени, а зачастую и немало средств. Но что хуже всего, оно нередко становится источником коррупции. В этом году я подписал указ о сокращении в пять раз перечня стратегических предприятий, по моему поручению правительство приняло масштабный план приватизации крупных компаний. Главная цель приватизации – повысить эффективность этих компаний и привлечь в российскую экономику дополнительные инвестиции, причем серьезные инвестиции. А доходы от приватизации использовать, прежде всего, на модернизацию экономики".

Эксперты, впрочем, сомневаются, что полученные от продажи государственной собственности средства в итоге будут эффективно использованы в целях, названных главой государства. В чем же тогда экономический и политически смысл новой приватизации? На этот вопрос отвечает директор по макроэкономическим исследованиям Высшей школы экономики Сергей Алексашенко:

– Мне кажется, что искать политический смысл в приватизации предстоящих лет – все равно, что искать пятна на солнце. Для нее есть одна причина – федеральный бюджет не располагает достаточными доходами в условиях стагнации экономики. Денег очень хочется бюджету. Плохо бюджету. Обязательства растут, а доходы – нет. Бюджетный дефицит увеличивается, его нужно чем-то закрывать. Приватизация поможет с этой задачей справиться. Поэтому государство готово продавать все, что угодно, все, что можно продать, все, что может найти покупателя, лишь бы только закрыть эту дырку, – считает Алексашенко

У государства уже сейчас не хватает средств не только для стимулирования экономики, но и для выполнения своих текущих обязательств, прежде всего, социальных. Однако в недалеком будущем объемы этих затрат в стране вновь придется увеличивать, поскольку президент в своем послании объявил о масштабной государственной программе по поддержке семьи и детей.

Материалы по теме

XS
SM
MD
LG