Ссылки для упрощенного доступа

Оценивая ущерб и будущие отношения с прессой


Ирина Лагунина: Правительство США еще не оценило в полной мере ущерб, нанесенный американским интересам масштабной утечкой дипломатической корреспонденции. Желая свести этот ущерб к минимуму, руководители государственного департамента обратились к журналистам. Рассказывает Владимир Абаринов.

Владимир Абаринов:
Перед своей первой после утечки зарубежной поездкой госсекретарь Хиллари Клинтон пришла на регулярный ежедневный брифинг, чтобы изложить позицию правительства США в отношении деятельности интернет-портала Wikileaks.

Хиллари Клинтон: Соединенные Штаты решительно осуждают незаконное разглашение секретной информации. Оно угрожает жизни людей и ставит под угрозу нашу национальную безопасность, подрывая наши совместные с другими странами усилия, направленные на решение общих проблем. Нынешняя администрация претворяет в жизнь энергичную внешнюю политику, сфокусированную на продвижении национальных интересов Америки и на выполнении лидирующей роли в мире в решении наиболее сложных проблем современности: от восстановления мировой экономики, борьбы с международным терроризмом и распространением оружия, применение которого может привести к катастрофическим последствиям, до защиты прав человека и универсальных ценностей. Мы стремимся к достижению этих целей во всех странах и во всех регионах мира.
Поэтому скажу прямо: эта акция является не просто атакой на внешнеполитические интересы США. Это нападение на международное сообщество – на союзы и партнерство, на беседы и переговоры, которые способствуют укреплению безопасности в мире и продвижению экономического благосостояния.

Владимир Абаринов: Хиллари Клинтон подчеркнула, что тексты дипломатических депеш не следует воспринимать как официальную позицию Вашингтона.

Хиллари Клинтон: Я уверена в том, что партнерские отношения, на создание которых потратила столько сил администрация Обамы, выдержат это испытание. И президент, и я считаем это приоритетом и гордимся успехами. Партнерским отношениям будет и дальше отводиться центральное место в наших усилиях.
Я не буду комментировать или подтверждать, что представляют собой якобы похищенные у Госдепартамента США сообщения. Но могу сказать, что Соединенные Штаты глубоко сожалеют о разглашении сведений, которые должны были оставаться секретными, включая частные беседы между партнерами или личные оценки и наблюдения наших дипломатов. Хочу подчеркнуть, что данные сообщения не отражают наш официальный внешнеполитический курс, который задается отсюда, из Вашингтона. Наша политика провозглашается в открытых документах, о чем свидетельствуют наши заявления и наши действия на глобальной арене.
Хотелось бы также добавить, обращаясь к народу Америки, нашим друзьям и партнерам: я хочу, чтобы вы знали, что нами предпринимаются активные шаги по привлечению к ответственности тех, кто похитил эту информацию.

Владимир Абаринов: По мнению госсекретаря, утечки ставят под удар информаторов посольств, которые делились с дипломатами сведениями в конфиденциальном порядке.

Хиллари Клинтон: Межправительственные отношения - не единственный предмет обеспокоенности в связи с публикацией указанных материалов. Американские дипломаты встречаются с местными правозащитниками, журналистами, религиозными лидерами и другими неофициальными лицами, откровенно выражающими свои мнения. Эти разговоры также предполагают доверие и конфиденциальность. Например, если антикоррупционер делится информацией о злоупотреблениях официальных лиц, или если социальный работник передает документацию о половом насилии, разглашение имен этих лиц может привести к тяжелым последствиям: лишению свободы, пыткам или даже гибели.
Так что какими бы ни были мотивы распространения данных документов, совершенно очевидно, что их публикация ставит под угрозу реальных людей – зачастую именно тех, кто посвятил свою жизнь защите других.
Я прекрасно понимаю, что некоторые могут, заблуждаясь, выражать одобрение по поводу того, что произошло, поэтому хочу однозначно заявить: нет ничего похвального в том, что под ударом оказались невинные люди, нет ничего отважного в саботаже мирных отношений между странами, от которых зависит наша общая безопасность.
История знает немало примеров, когда действия официальных лиц предавались огласке ради вскрытия преступлений или злодеяний. Это не относится к данной ситуации. Наоборот, публикуемые документы демонстрируют, что американские дипломаты делают именно то, чего мы от них ожидаем.

Владимир Абаринов:
Что касается некоторых личных характеристик зарубежных лидеров, то в Вашингтоне, конечно, испытывают по этому поводу некоторую неловкость, но большой беды не видят.

- Госпожа госсекретарь, смущают ли вас эти утечки с личной и профессиональной точки зрения? И какой вред нанесла публикация документов на данный момент Соединенным Штатам, исходя из ваших бесед с коллегами?

Хиллари Клинтон: Знаете, Чарли, как я уже сказала в своем заявлении, и на основе многих бесед, которые я имела с моими зарубежными коллегами, я уверена, что партнерские отношения, которые выстроила нынешняя администрация, смогут выдержать это испытание. Президент и я придавали этим отношениям приоритетный статус, сделав их подлинной основой нашей внешней политики, и мы гордимся прогрессом, достигнутым нами за последние 22 месяца.
Могу вам сказать, что в ходе моих бесед, по крайней мере, один из моих коллег сказал мне: “Не переживайте. Видели бы вы, что мы о вас говорим ”. Так что, я думаю, в дипломатическом сообществе хорошо понимают, что это – нормальная составная часть процесса взаимодействия. И я надеюсь, что мы сможем оставить все это позади и вернуться к сотрудничеству в интересах наших общих целей.

Владимир Абаринов:
В вашингтонском международном пресс-центре с иностранными журналистами встретился заместитель госсекретаря Филип Краули.

Филип Краули: Публикация материалов такого объема, с нашей точки зрения, наносит ущерб нашим интересам, но не только нашим – интересам другим стран и других народов. Вместе с тем, если смотреть на эти документы в общем контексте, становится ясно, что наши дипломаты работают по всему миру в тесном сотрудничестве с другими странами, взаимодействуют с дипломатами и должностными лицами других иностранных правительств, общаются с представителями гражданского общества других стран, преследуя при этом как наши, так и взаимные интересы, соответствующие нашим ценностям, нашим законам и законам других стран. И эта работа не претерпит изменений. Полагаю, самый красноречивый ответ на случившееся – это как раз то, что именно сейчас, пока мы говорим здесь, делает государственный секретарь Клинтон в столице Казахстана Астане. Она конструктивно работает вместе с лидерами европейских государств, государств Центральной Азии над вопросами сотрудничества и безопасности в этом очень важном регионе мира. Именно этим занимаются дипломаты под руководством госсекретаря Клинтон каждый Божий день. И именно этим мы будем продолжать заниматься каждый Божий день.

Владимир Абаринов:
По словам Краули, госдепартамент принял упреждающие меры – то есть предупредил иностранные правительства о предстоящей утечке. Однако посвящать их в детали не стал.

Зденек Фучик: Я Зденек Фучик из Чешского агентства новостей. Не могли бы вы более конкретно рассказать о том, каким именно образом вы уведомили иностранных партнеров об утечке до того, как она произошла? Вы ознакомили их с содержанием касающихся их документов? Ну, например, чешское правительство – оно теперь знает, что написано в этих депешах, или оно должно просто ждать, как все прочие, пока Викиликс опубликует их на своих сайтах?

Филип Краули: В ожидании публикации наши посольства и руководство государственного департамента связались со столицами, в том числе и Чехии, и предупредили правительства о том, что может оказаться среди опубликованных документов. Разговор велся в общей форме. Я не знаю случаев, когда мы передали бы какие-либо из этих документов. Они остаются секретными.

Владимир Абаринов:
Аналогично американские дипломаты поступили с теми, кто может подвергнуться опасности вследствие утечки.

Филип Краули:
Мы предприняли активные меры до того, как эти документы были опубликованы – связались с нашими информаторами, предупредили их о возможной публикации депеш и сказали им, что мы сделаем все, что в наших силах, чтобы защитить людей, которые помогали нам понять события, происходящие в мире.

Владимир Абаринов:
Филипа Краули спросили, не изменится ли в связи с утечкой информационная политика правительства США, будут ли должностные лица и впредь общаться к журналистами, в том числе в доверительном порядке.

Филип Краули:
Ничто из случившегося не меняет наших взглядов на жизненно важное значение свободы прессы, даже при том, что пресса может делать то, что нам не нравится. Не подлежит изменениям тот факт, что полноценная пресса жизненно необходима демократии и созданию гражданского общества в любой стране и любой части света. Решающий фактор здесь состоит в том, что г-н Ассанж – не журналист. Он анархист и не заслуживает защиты, какой пользуется журналист.

Владимир Абаринов:
В связи с возможным уголовным преследованием Джулиана Ассанжа некоторые журналисты выразили опасение, что это станет дурным примером для недемократических режимов.

- Вы считаете, что поимка и уголовное преследование г-на Ассанжа пошлет правильный сигнал? Люди во всем мире посмотрят на это и скажут: окей, мы теперь тоже закрутим гайки.

Филип Краули:
Не хочу быть неправильно понятым. Публикация 250 тысяч секретных депеш наносит ущерб нашей национальной безопасности и нашим интересам и, как мы считаем, подвергает риску многих людей по всему миру. На этой неделе я имел беседы с целым рядом представителей средств информации. Я уважаю их право сообщать об этих документах, и вместе с тем мы указали на отдельные имена, упоминающиеся в документах. Публикация имен этих людей может подвергнуть их жизнь опасности. И мы ценим то внимание и секрьезность, с какими эти журналисты и эти органы прессы отнеслись к нашим предупреждениям. Но г-н Ассанж принадлежит к совершенно другой категории. Он опубликовал этот материал без учета возможного риска для реальных людей по всему миру, людей, которые живут и действуют в трудных обстоятельствах.

Владимир Абаринов:
В пятницу утром сайт Wikileaks.org прекратил свое существование: американский провайдер доменных имен лишил его регистрации. Однако все материалы тотчас появились на швейцарском домене Wikileaks.ch.
XS
SM
MD
LG