Ссылки для упрощенного доступа

Доброта эгоизма и доброта доброты


Притча о богаче, который решил, что урожая достаточно, чтобы отдохнуть от хлопот и попировать, но до пира не дожил, отдав Богу душу, заканчивается призывом «в Бога богатеть». «Богатеть в Бога» - это как? Это просто не быть скупым, уметь мыслить не тактически, а стратегически? Герой притчи – спринтер, он решил, что может остановиться, что богатства хватит надолго? А надо быть стайером, глядеть вдаль и основательно вдаль, - в вечность? Ведь если заглядывать не в вечность, а в будущее, то станешь не святым, а скупцом. Вдруг впереди семь голодных лет! Значит, рано почивать на лаврах и пшеницах, надо ещё больше заложить в стратегический ресурс… Нет, впереди не «очень много времени», а впереди вечность, и это радикально меняет поведение – нужно не ещё выше прыгать, не ещё больше копить, а нужно резко сменить род занятий. Не быстрее бежать, а выше лететь.

Жить как птичка? Как стрекоза? «Хиппи-хиппи-хиппи», - так, что ли, созывает Иисус людей? Не всех, конечно, избранных – а все пусть как муравьи муравьятся, чтобы нищие духом могли подкрепиться, когда всё-таки проголодаются.

Тогда бы Иисус так и сказал – не «блаженны нищие духом», а «блаженны тунеядцы». Не «блаженны плачущие», а «блаженны кайфующие». Э нет, будь на месте богача блаженный хиппи, намеренный попировать на свой манер, и ему бы Иисус сказал в Бога богатеть.

Когда пир, пирушка, застолье противоположны тому пиру с Богом, который есть единственное содержание Царства Небесного? Чем два праздника несовместимы? Тем, что человек обычно празднует то, что подлежит оплакиванию – он свободен от людей. Богач наконец-то может в тишине, в спокойном одиночестве – ну, или с женой, или с детьми – расслабиться. Не нужно больше разбираться с радивыми и нерадивыми управителями, с работниками двенадцатого часа. Да и сыновья – ну их… Экклесиаст всё про наследничков сказал… Как подумаешь, что они сделают с тем, что ты с таким трудом… За неделю всё спустят… Нет, лучше уж так устроиться перед телевизором, с коньячком… Или с такими друзьями, которые прошли испытание временем и которые лучше любого наркотика… И любого наркотика опаснее, потому что создают иллюзию, что ты не эгоист, тогда как ты всего лишь эгоист, умеющий дружить – самая опасная разновидность - умеющий в житейском море создать плотик с отличной такой компанией, куда посторонним вход воспрещён.

Эгоизм и Бога рисует эгоистом, который умеет дружить. С избранными, конечно. Сто сорок четыре тысячи друзей, а остальные в отдалении шипят на сковородках.

Не таков Бог Библии. Божие богатство, «достояние» («благослови достояние Твое»), - это не звёзды и не животные, не творения искусства и не роскошные пейзажи на разных планетах, не страны и не научные достижения. Божие богатство – это люди. Богатеть в Бога означает богатеть людьми. Может быть, это понятнее «от противного». Сатану предание изображает коллекционером дущ. Зачем они ему, бездушному? Да затем же, зачем еда голодному, затем же, зачем друзья эгоисту, зачем склад зерна богачу. Чтобы спокойно себя чувствовать. Чтобы насладиться имитацией, коли уж нельзя насладиться подлинным покоем и миром. В чём различие? А в том, что вокруг настоящего богача нет бедняков. Вокруг настоящего рая нет ада. Вокруг Божьего пира нет никого, кто бы жадно глядел на падающие со стола крошки.

Нельзя украсть ничего у того, кто ничего не запирает и всё предлагает другим. Нажил абсолютно добро тот, кто добр абсолютно. Мы все знаем, что есть люди добрые – не обязательно верующие, а есть мы, которые не добры, а только бываем добрые, с натугой, искусственно. Потому что добрый человек не со склада берёт доброту, а лишь (лишь!) не мешает вечной доброте в себе присутствовать и к другим проходить. А мы пытаемся изготавливать доброту, и получается доброта когда более добротная, когда менее, но всегда – искусственная. Настоящая же доброта – Божья, и «богатеть в Бога» означает богатеть не своей добротой, а Божьей – посторониться, её пропуская, и тогда в этой стороночке мы и ощутим Бога, и прислонимся к Нему с облегчением. Мы – его добро, и наше место – в Его житнице, на Его току. Только бы согласиться на это и сказать ему: «Господи, бери меня! Хочешь, молоти, хочешь, на посев, но лучше у Тебя быть зерном среди жерновов, чем у себя – начальником склада. Корми мною, кого хочешь, только меня корми Собой!». Когда мы так взмолимся, Бог ответит – и через Дух Божий пройдёт к людям, и мы перестанем быть каким-то колобком, который свою доброту выскреб из разных уголов и слепил, а станем тем, кто мы и есть – хлебом Божиим, наполненным силой, лёгким на подъём, но сытным, мягким, но не поддающимся коррупции, разложению и тлению смертному.

По проповеди, аудио которой тут: http://yakovkrotov.info/audio/1601/1608.mp3

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG