Ссылки для упрощенного доступа

Кино про другую Россию


С 10 по 15 декабря в Доме кино и Доме журналистов в 16-й раз пройдет правозащитный кинофестиваль "Сталкер". Его открытие приурочено ко дню принятия ООН Всеобщей декларации прав человека. В тот же день фестиваль вручит первые награды героям документальных лент. Их имена уже известны.

Приз "Сталкер" за права человека" достанется: Надежде Цалоевой-Гуриевой - учителю истории Бесланской школы №1, создателю музея памяти жертв теракта и героине фильма Вадима Цаликова "Беслан. Надежда"; Елизавете Глинке, доктору Лизе ( о ней - картина Ольги Мауриной "Вокзал по средам") и многодетным матерям - Люке Смеховой и Наталье Харитоновой из ленты Татьяны Соболевой "Документы любви".

У "Сталкера" много наград, и теперь к ним прибавится еще одна: премия имени Андрея Сахарова, которой вот уже 10 лет отмечают работу журналистов, сообщил Алексей Симонов. В программе есть специальный тематический раздел "Кино на защите прав журналистов" , здесь будет показана картина Валерия Балаяна, посвященная Анастасии Бабуровой.

Фестиваль поддерживают серьезные международные организации: представительство ООН в России, управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев, посольства Канады и Нидерландов в России. Все они формируют собственные программы, но чиновники рассказывают о них довольно сухо, используя терминологию, смысла которой не понимают даже отборщики и члены жюри фествиаля "Сталкер". На это замечание среагировал представитель Комиссариата ООН Дирк Хебеккер:

- Ну да, скучные чиновники в системе ООн говорят на языке, который очень далек от реальной жизни. Но я посмотрел много фильмов, и для меня фестиваль уже состоялся. Я их смотрел до трех-четырех часов утра, не мог оторваться. Это очень трогательные, личные истории. В них - люди, которые описывают ужасные условия, но сохраняют свое человеческое достоинство. У меня мурашки шли по коже, слезы были все те дни, что я смотрел эти фильмы, один за другим. И я хотел бы, чтобы было много зрителей в зале, особенно молодежи, и чтобы они с такими же чувствами возвращались домой после просмотров.

Почти все темы фестиваля - традиционные ( права беженцев, права инвалидов, права детей), но есть и новинки: фильмы о коренных народах, а также о проблемах ВИЧ-инфицированных людей.

В афише "Сталкера" много художественных фильмов, но почти все они участвовали в других фестивалях ("Другое небо", "Гастарбайтер", "Обратное движение", "Овсянки"). Некоторые документальные фильмы тоже побывали на других смотрах, но здесь они сгруппированы по темам, значит, их можно сложить в единое высказывание и получить более полное представление о той или иной проблеме. Судя по тому, что говорили кинематографисты, впору затевать новую программу - по защите прав документального кино. Разговор на эту тему завела член жюри продюсер Раиса Фомина:

- Каждый год я жду этого фестиваля, потому что здесь можно посмотреть фильмы, которые потом нигде не увидишь . Это невероятно расширяет горизонт и рассказывает о таких вещах, о которых иногда сам и не знаешь. И много талантливых людей. Я ими восхищаюсь, потому что не представляю, как они продолжают делать кино, которое потом не может дойти до зрителей. Фестиваль делает очень благородное дело, но фильмы, даже призеры, невозможно показать по телевидению. В нашей стране, в отличие от других стран, нет кинотеатров документального фильма, документальное кино просто негде увидеть. Телевидение остается единственным рупором, тем окном, где это кино можно было бы показать, но ему нет места на телевидении, оосбенно - лучшим фильмам, которые затрагивают острые проблемы, рассказывают о том, о чем на нашем телевидении рассказывать не положено. Надеюсь, что нам удастся изменить ситуацию и добиться того, чтобы лучшие фильмы программы были показаны хотя бы на канале "Культура".

Народный артист России режиссер Вадим Абдрашитов поддержал Раису Фомину:

- Я с огромным интересом смотрю документальные фильмы. С горечью понимаю, что я-то смотрю, а зритель их не увидит. Не понимаю, как действовать. Наверное, с помощью журналистов, средств массовой информации надо давить на власть, на телевидение, чтобы фильмы доходили до зрителей. Время от времени в рамках "Эха Сталкера" зрители их видят и даже не верят, что такие картины вообще существуют, это для них настоящее открытие. Но это разовые акции. Я далек от мысли, что это случайно, что это "неформат". Нет, я за этим вижу политическое решение: зачем огорчать зрителей, зачем отнимать хлеб у телевидения? Ведь получается странно: телевидение выстраивает одну картину жизни, описывает одну Россию, а документальный кинематограф показывает нечто другое. Кому это надо? Слава Богу, что существует фестиваль "Сталкер", что есть возможность показать эти фильмы хотя бы на фестивале, но что делать с ними дальше, совершенно, увы, не понятно.
XS
SM
MD
LG