Ссылки для упрощенного доступа

С каким чувством Литва перенимает председательство в ОБСЕ у Казахстана


Ирина Лагунина: В следующем году руководить работой Организации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе будет Литва. На прошлой неделе в Астане Литва переняла это председательствование у Казахстана.
Об итогах прошедшего форума и планах Вильнюса в 2011 году внести свой вклад в решение актуальных задач этой организации рассказывает корреспондент Радио Свобода в Литве Ирина Петерс

Ирина Петерс: "Цель председательства Литвы в ОБСЕ – сказала президент Даля Грибаускайте в Астане – заключается в том, чтобы организация снова … не заснула и чтобы напомнить, что она может быть полезна всем, не только проблемным регионам, но и в относительно спокойной Европе, где далеко не все в порядке". При этом в рамках председательства в первом полугодии Даля Грибаускайте планирует посетить кавказский регион – уже есть договоренность с главами государств. "Также, может быть, - Молдова. Ещё мы говорили с руководителем Киргизии, и надеемся увидеть её летом следующего года" - сообщила Грибаускайте.
Литовский лидер отметила: "У нас, конечно, потенциал меньше, чем у крупных стран. И мы выбрали тактику – сконцентрироваться не на ресурсах, а на том, чтобы максимально плодотворно организовать работу секретариата, это может дать больше результатов. Вообще, сказала президент, я лично хотела бы в ОБСЕ сделать меньше, но конкретно, главное - сделать".
Ещё цитата из выступления Грибаускайте на саммите в Казахстане:
" Организация Объединенных Наций и ОБСЕ должны более тесно сотрудничать в решении таких проблем, как затяжные конфликты, нарушения в области прав человека и демократии, аспекты энергетической и кибернетической безопасности, борьба с распространением наркотиков. Наша организация в состоянии оказывать помощь Молдове, Грузии, в Нагорном Карабахе, им нужна посредническая помощь – выслушать все стороны, установить контакт".
Кстати, в отличие от руководителя Казахстана Нурсултана Назарбаева, который вел заседание на русском языке, президент Литвы свою часть саммита вела по-английски. И ещё: на проведение саммита в Астане было потрачено 11 млн евро, во встрече приняли участие более 7 тысяч гостей, столько же военных Казахстана обеспечивали безопасность в городе.
Интересно, что предыдущий саммит ОБСЕ в Стамбуле готовился 3 года, а в Астане – всего лишь 3 месяца. И отзывы – как свидетельствуют журналисты – превосходные.
Говоря же о будущем председательстве Литвы в этой организации, министр иностранных дел республики Аудронюс Ажубалис отметил: "Очень важно восстановить деятельность миссии ОБСЕ в Грузии и предоставить ей соответствующий мандат, который позволил бы оказывать содействие улучшению сложившейся после российско-грузинского конфликта ситуации".
А вот как видит предстоящую работу Литвы в новом качестве глава комитета по международным делам литовского Сейма

Эмануэлис Зингерис: Это большой вызов, Литва не Великобритания, у нас нет опыта – кроме 20 лет восстановленной независимости и наших усилий при вступлении в Европейский Союз и НАТО – по руководству международными делами. Так или иначе, мы попробуем сделать, чтобы ОБСЕ не была организацией молчунов, собранием безголосых стран, и вместе с тем мы , конечно, не будем в эгоистических целях использовать эту организацию, попытаемся быть вне национальных интересов, быть нейтральными, на уровне хорошего международного "рефери", я бы так сказал. Надеемся на улучшение отношений между Арменией и Азербайджаном, что вопрос Молдовы тоже будет под общим знаком влияния. Конечно, и свобода печати для нас имеет большое значение, как и диверсификация энергетических источников. Мы ещё раз пересмотрим , что можно сделать для улучшения движения людей через границы стран. Учитывая, правда, что у стран Европейского Союза свой внутренний ритм, который не разрешает тут больших вольностей.

Ирина Петерс: В следующем году в рамках ОБСЕ Литва организует международную встречу по безопасности журналистской работы.

Эмануэлис Зингерис: Это один из наших приоритетов. Придаем очень большое значение свободе слова, свободе масс-медиа. Мы не будем использовать это против стран или против правительств, но несомненно проведем не один форум по этому очень важному вопросу. К сожалению, число демократических стран вне нашей организации уменьшается. И во время нынешних экономических несчастий мы хотели бы создать механизм, когда свобода слова, демократия не разрешали бы реалиям радикализовывать наши общества. К сожалению, видим эти тенденции.
Надеемся, что остепенение, уравновешенность во время нашего председательства будут главенствовать, и этот стиль принесет плоды. Не будем замалчивать самые острые вопросы, и организация не будет только собранием дипломатов . Нужно улаживать общим хором конфликтные зоны, которые, к сожалению, выглядят довольно угрожающе, к вашему сведению.

Ирина Петерс: Возвращаясь к саммиту в Казахстане: при отменной его организации, участники и журналисты были разочарованы невозможностью принять конкретную, как ожидалось, итоговую декларацию ОБСЕ. Польская газета Rzeczpospolita, например, пишет в связи с этим: "На саммит приехали представители 56 стран, в том числе главы государств, в которых нарушаются права человека. А президент Туркмении даже пригрозил, что если Казахстан пригласит туркменских оппозиционеров, то он будет бойкотировать встречу. В итоге оппозиция не приехала. Стран-участниц во многом разделила война в Грузии , а также вопросы Приднестровья и Нагорного Карабаха. Все три проблемы – пишет газета – должны были быть отражены в заключительной декларации, но с самого начала стало понятно, что легко не будет. Президент Дмитрий Медведев обвинил Грузию в том, что она применила силу в 2008 году, американский представитель Хиллари Клинтон в свою очередь попеняла России, что она не соглашается на работу миссии ОБСЕ в Грузии, а президент Армении заявил, что Азербайджан не заинтересован в разрешении спора вокруг Нагорного Карабаха".
В итоге декларация, названная "Навстречу сообществу безопасности" и содержащая 13 пунктов, фактически оказалась без конкретики.
Я попросила прокомментировать этот факт российского политолога Андрея Пионтковского.

Андрей Пионтковский:
Я понимаю комментаторов, которые дают скептические оценки, не было принято никаких решений, но ведь, собственно, в этом и суть этой организации - она не предназначена принимать жесткие решения, это, скорее, форум. Как та же Организация Объединенных Наций. Этот форум тоже полезен, люди смотрят в глаза друг другу, обмениваются оценками и лучше после этого понимают намерения друг друга.
Мне, например, саммит был достаточно интересен дискуссией по грузинскому вопросу, которая, мне кажется, кончилась психологическим поражением российской стороны. Правда, президент Медведев при этом уже не присутствовал, он уехал, не желая слушать выступление не только Саакашвили, но и западных лидеров. Большинство из них поддержали грузинскую позицию. Ведущие западные державы как-то перестают заискивать перед Москвой. Запад практически проглотил аннексию Абхазии и Южной Осетии. Сейчас, по крайней мере, его позиции достаточно жесткие. Настолько жесткие, что лишают Москву иллюзии о том, что последует , если она будет продолжать подобную политику и, скажем, попытается провести ещё один тур военного давления на Грузию.

Ирина Петерс: Звучали мнения на саммите, что ОБСЕ нуждается в реформировании.

Андрей Пионтковский: Это основной тезис Медведева, уже два года такая "мантра" о том, что вообще вся структура европейской безопасности – не только ОБСЕ, но и НАТО, Европейский Союз – нуждается в реформировании, в замене на медведевскую "новую архитектуру". Её уже перестали комментировать, и он довольно раздраженный закрыл эту тему, сказав, что (цитирую по памяти, не точно) слишком рано он выдвинул эту инициативу, не созрели ещё большинство политиков, чтобы оценить всю глубину и масштабность, и потом, через несколько лет, когда они поумнеют, может, к ней вернемся. И второй положительный результат саммита, по-моему, что задвинута на заднюю полку вот эта новая структура европейской безопасности.

Ирина Петерс: Тему российско-грузинского конфликта , служащую камнем преткновения всех последних встреч в рамках ОБСЕ, комментирует глава комитета по обороне и национальной безопасности Сейма Литвы Арвидас Анушаускас.

Арвидас Анушаускас:
Мы говорим о российско-грузинских отношениях, об Абхазии, Южной Осетии так, будто эта проблема возникла в 2008 году. Она была и в 2000-м и в 1990 году, двадцать лет уже, даже больше. Позитивные результаты, которые в этих отношениях могут быть, зависят от каждой из сторон. Не от Литвы. Во-первых, от России.

Ирина Петерс: А если члены российской делегации при обсуждении этой темы в рамках ОБСЕ покидают саммит?

Арвидас Анушаускас:
Никаких решений без диалога не бывает. И если, как говорится, голосуют ногами, это их проблема, а не тех стран, которые хотят руководствоваться взаимным доверием.

Ирина Петерс:
Министр обороны Литвы Раса Юкнявичене в названии ОБСЕ выделяет слово безопасность.

Раса Юкнявичене: Думаю, нет другого пути для России, как сотрудничать. Ни НАТО, ни Литва , ни соседние государства не являются угрозой для России. Есть угрозы общие, там мы должны сотрудничать. Но осталось и много того, что не решено: Грузия, Приднестровье, энергетическая безопасность – до сих пор Россия не отказалась от своей политики, что энергетика является оружием против соседних государств. Но я думаю, у России не будет другого пути, как идти вместе с демократическими государствами.

Ирина Петерс: Официальная презентация Литвы, как председателя ОБСЕ, состоится 13 января 2011 года в столице Австрии Вене. По словам главы МИДа Литвы Аудронюса Ажубалиса , эта дата выбрана неспроста.
"Символично, – сказал он в интервью информационному порталу Delfi - что страна, пережившая кошмар 13 января 1991 года в Вильнюсе, ровно через 20 лет становится председателем одной из самых крупных организация мира. Важно, чтобы люди у нас в стране увидели, какой все же большой путь мы прошли, несмотря на наши вечные жалобы и стоны".

Андрей Пионтковский: 20 лет назад в Москве я участвовал в митинге в поддержку Литвы , это была самая большая демонстрация за всю историю перестройки, с очень резкими лозунгами "Горбачев- убийца" .
Было тогда больше миллиона демонстрантов, я думаю, это сыграло решающую роль в предотвращении военной авантюры в Литве. И в конечном счете – в таком довольно быстром признании тогда уже объявленной независимости Литвы (и Российской Федерации через несколько месяцев) всеми мировыми державами.

Ирина Петерс:
Министр Аудронюс Ажубалис сказал, что он горд тем, что Литва прошла такой путь, в который ей самой иногда даже не верится – от республики , где кровавые события были двадцать лет назад, до теперешнего председательствования в ОБСЕ. Как- бы Вы без патетики, может быть, со стороны оценили этот путь?

Андрей Пионтковский:
Я не вижу тут особой патетики, согласился бы с тем, что говорил ваш министр. Но я бы добавил: горжусь поведением тогда русского народа, российской общественности и победившего демократического ельцинского правительства, которые так горячо поддержали идею литовской независимости. Причем, поддержали 13 января, когда все висело на волоске, - и Литва, и Россия – и никто не знал, как будут развиваться события.

Ирина Петерс: Итак, Литва станет председателем ОБСЕ в 2011 году, Ирландия возглавит организацию в 2012-м, а Украина будет руководить клубом 56 стран в 2013 году.
XS
SM
MD
LG