Ссылки для упрощенного доступа

Владимир Кара-Мурза - о Нобелевской церемонии


Нобелевская премия мира за 2010 год присуждена китайскому правозащитнику Лю Сяобо
Нобелевская премия мира за 2010 год присуждена китайскому правозащитнику Лю Сяобо
На проходившей в пятницу, 10 декабря, в Осло церемонии вручения Нобелевской премии мира за 2010 год отсутствовал ее лауреат - китайский правозащитник Лю Сяобо, находящийся в тюрьме. Председатель Норвежского Нобелевского комитета Торбьёрн Ягланд заявил, что китайский диссидент удостоен премии за вклад в многолетнюю ненасильственную борьбу за фундаментальные права человека в Китае. В связи с отсутствием на церемонии родственников Лю Сяобо или его представителей, объявлено лишь о формальном награждении, фактически ни медаль, ни денежная премия никому не вручена.

Владимир Кара-Мурза: Церемония награждения китайского правозащитника Лю Саобо Нобелевской премией мира за 2010 год состоялась в Осло в 15.00 по московскому времени. Согласно решению норвежского Нобелевского комитета награда присуждена Лю Сяобо за его долгую и ненасильственную борьбу за фундаментальные права человека в Китае. Присуждение правозащитнику премии вызвало резко негативную реакцию китайских властей, поэтому официальной делегации из Китая на церемонии вручения премии не было. Причем китайский диссидент станет единственным в современной истории лауреатом, которому не просто не разрешили присутствовать на церемонии вручения, но и не позволили ее получить даже через родных и близких. Регламент мероприятия был изменен, вместо традиционной лекции лауреата норвежский активист Риф Ульман зачитал текст выступления Лю Сяобо в китайском суде. Он называется "У меня нет врагов". Специфику нобелевской церемонии, прошедшей в отсутствии лауреата ежегодной премии мира, мы обсуждаем с Вячеславом Бахминым, бывшим советским диссидентом, в прошлом членом коллегии МИДа России, Александром Подрабинеком, правозащитником, бывшим советским политзаключенным, и Алексеем Масловым, директором Центра стратегических исследований Китая. Чем вы объясняете столь резкую реакцию Пекинских властей на присуждение Нобелевской премии Лю Сяобо?

Алексей Маслов: Строго говоря, никакой другой реакции нельзя было ожидать, и это абсолютно предсказуемая ситуация. Это как раз большое поле для рассуждений, хотел ли специально вызвать такую реакцию Китай или это просто получилось случайно и это объясняется незнанием членов Нобелевского комитета специфики реакции Китая на такие вещи. Более того, я расцениваю сейчас китайскую реакцию как относительно мягкую, если судить по тем предложениям, которые высказывались внутри Китая, как надо вести себя дальше.

Владимир Кара-Мурза: Можно уточнить, что российский посол отсутствовал в числе других дипломатических представителей стран под предлогом пребывания в командировке. Насколько удачно поведение российского МИДа, которое под этим благовидным предлогом не допустило своих дипломатов на церемонию?

Вячеслав Бахмин:
Трудно сказать, насколько это удачно. Мне кажется, что это некоторый рецидив, смягченный вариант возможной реакции советского времени. Потому что я знаю, что в советское время, конечно, было бы совсем по-другому, тогда бы мы полностью встали бы на сторону Китая и обвиняли бы вместе с Китаем во вмешательстве во внутренние дела Нобелевский комитет. У нас похожая ситуация была с Андреем Дмитриевичем Сахаровым, как мы помним. А сейчас большой прогресс, сейчас уже мы не обвиняем во вмешательстве во внутренние дела Китайской республики, мы просто стараемся избежать вовлечения в этот процесс под совсем благовидным предлогом дипломатической командировки, можно было и заболеть, вариантов много всяких.

Владимир Кара-Мурза: Каково, по вашим данным, положение с правами человека в Китайской народной республике?

Александр Подрабинек: Положение с правами человека в Китае не меняется в последнее время и не зависит от экономических успехов в этой стране. Судьба Лю Сяобо как раз очень хорошо иллюстрирует этот факт. Я думаю, что именно этим вызвана такая резкая реакция Китая, который хочет выглядеть более современным, более плюралистичным, терпимым, толерантным государством, который строит свой имидж международный определенным образом. История с Лю Сяобо, с его заключением 11-летним, вручение ему Нобелевской премии мира, которую он не может получить, разрушает эту китайскую схему.

Владимир Кара-Мурза:
Валерий Борщев, бывший депутат Государственной думы, член Московской Хельсинской группы, сожалеет, что история ничему не учит политиков.

Валерий Борщев: Стыдно, что представители нашей страны не присутствовали на церемониале вручения премии китайскому диссиденту. Потому что был же печальный прецедент, когда так же вручали Андрею Дмитриевичу Сахарову тайно, так же хотели тайно вручить Александру Исаевичу, он это подробно описывает, но он не согласился, чтобы в комнате дали, он пожал руку и все. Он собрал 60 человек в квартире, я помню этот момент, этого испугались на Западе и не допустили одного из смелых людей, который хотел это реализовать. А то, что произошло – это симптом. И Китай, продемонстрировавший свое пренебрежение к ценностям прав человека, действительно рискует получить то будущее, который получил Советский Союз, когда он пренебрегал ценностями прав человека. Это очень опасная тенденция. Помните, господа.


Полный текст программы "Грани времени" появится на сайте в ближайшее время.
XS
SM
MD
LG