Ссылки для упрощенного доступа

Есть ли все еще способ спасти Химкинский лес?


Ирина Лагунина: Защитники Химкинского леса, возмущенные решением российских властей о его вырубке и строительстве дороги Москва-Санкт-Петербург по первоначальному варианту, больше не видят смысла в цивилизованном диалоге с президентом России и готовы вести политическую борьбы против действующей власти. Об этом РС рассказала лидер движения в защиту Химкинского леса Евгения Чирикова. Подробнее - Любовь Чижова…

Любовь Чижова: Экологическая общественность продолжает обсуждать решение российских властей о строительстве трассы Москва-Санкт-Петербург через Химкинский лес. Правительственная комиссия под руководством вице-премьера Сергея Иванова рекомендовала проложить новую трассу по первоначально утвержденному варианту. 26 августа российский президент Дмитрий Медведев после многочисленных акций протеста защитников леса принял решение о приостановке строительства трассы через лес, однако правительственная комиссия посчитала, что автомагистраль должна быть построена до конца 2013 года. По словам Сергея Иванова, восьмикилометровый участок скоростной трассы Москва-Санкт-Петербург в районе Химкинского леса не будет предусматривать наличия дорожной инфраструктуры. Дорога будет огорожена шумозащитными щитами, а под дорогой прорыты тоннели для миграции животных. Принято решение о выплате компенсационного ущерба, вязанного с вырубкой леса, в сумме 4 миллиардов рублей … Вот что думает о решении властей лидер движения в защиту Химкинского леса Евгения Чирикова….

Евгения Чирикова:
Вы знаете, когда говорят, что наши власти кому-то будут выплачивать компенсации, то мне кажется, это смешно всем. Наверное, самим властям тоже смешно. Прежде всего любое решение, оно не окончательное. Пока стоит задача каждого порядочного человека, который считает себя гражданином своей родины, ее защищать. Тем более мы теряем не просто Химкинский лес, мы теряем и часть своего достоинства. Потому что для нас для всех это очевидно совершенно, что Химкинский лес – это наш символ нашего сопротивления, сопротивления коррупции, сопротивления беззаконию. Потому что прежде всего по трассе Москва – Санкт-Петербург есть огромная коррупционная составляющая, аж на уровне Министерства транспорта. О том, что здесь есть коррупция, писал еще Миша Бекетов и сейчас он в инвалидном кресле после того, как он это написал, имел смелость сказать, что за этим стоят коррупционеры Громов и Стрельченко. Но и на сегодняшний день, к сожалению, президент публично поддержал коррупционный проект и принял незаконное решение. Почему незаконное? Потому что Химкинский лес он как был защитным лесом, так и остался, его никто не переводил в другую категорию, да это и невозможно. Он защитный лес, находится рядом с Москвой для того, чтобы выполнять рекреационные функции, для того, чтобы в случае если у нас есть проблемы с воздухом, здесь хоть какой-то был источник кислорода, который помогал бы нам дышать. Что мне говорить, зачем нужен лес, любой нормальный человек понимает, зачем он нужен в целостном виде. Разрубленный на две части, он, естественно, будет уничтожен этой дорогой в первые годы ее эксплуатации. И не будет больше лесного массива, который дает 18 тысяч тонн кислорода и абсорбирует 50 тысяч тонн. Это все осядет в наших легких. Но я еще напомню, что 76% населения по опросам центра Левады поддержало борьбу защитников Химкинского леса. Получается, что президент принял решение незаконное, решение в угоду коррупции и решение, которое не нравится 80% населения.

Любовь Чижова: Каковы будут ваши дальнейшие действия?

Евгения Чирикова: Естественно, мы переходим уже от борьбы экологической в борьбу политическую. Потому что мы поняли, что режим, который позволяет вот такие вещи, и который по сути защищает интересы коррупционеров и не защищает интересы нас, граждан и интересы закона, такой режим существовать не должен. Поэтому сейчас мы будем делать все для того, чтобы этого режима у нас в стране не было. Это первое. Второе: мы, естественно, продолжим защищать нашу родину. Потому что для нас Химкинский лес – это место, где мы живем. Я лично живу рядом с этим лесом, мне он нужен для того, чтобы гулять с детьми.

Любовь Чижова: Евгения, что с участием иностранных инвесторов в этом проекте?

Евгения Чирикова: Иностранные инвесторы из этого проекта ушли. Поэтому те тендеры, которые сейчас собираются на сумму одного миллиарда рублей для перекладки газопровода в уникальной заповедной дубраве, которая потребует вырубки 20 тысяч деревьев, это будет делаться из нашего с вами кармана. То есть на наши с вами деньги будут еще уничтожать наш с вами лес. Вот собственно решение, которое принял президент. Я не хочу сказать, что он наш с вами, вряд ли мы бы с вами такого президента выбрали.

Любовь Чижова: Говорила лидер движения в защиту Химкинского леса Евгения Чирикова…Власти обещают дать Химкинскому лесу после вырубки деревьев статус особо охраняемой природной территории. Представитель WWF в России Алексей Книжников считает, что это не спасет погубленный лес …

Алексей Книжников:
Наша коалиция "Леса Подмосковья" озвучила нашу позицию. Она, конечно, крайне негативная, мы разочарованы таким решением нашего президента. Потому что мы считаем, что он поддержал те коррупционные и иногда даже бандитские методы продавливания несостоятельного проекта с экологической точки зрения, да и с экономической. А главное, что не выполнена та задача, которую сам президент 26 августа и поставил – провести всеобъемлющие экспертные и общественные консультации. Выполняя ту установку президента, мы инициировали проведение независимой экологической экспертизы. И как раз 20 декабря планировали обнародовать ее результаты. И мы думали, что президент учтет в том числе выводы этой экспертизы. Однако не дожидаясь выводов этой экспертизы, 14 декабря была проведена правительственная комиссия без привлечения нашей коалиции, каких-то других профессиональных экологов и сделано решение, поддерживать проект, который давно был сделан правительством. Так что ничего нового они не сделали.

Любовь Чижова: Власти обещают компенсировать вырубку Химкинского леса, выделить деньги на посадку новых деревьев.

Алексей Книжников: Понимаете, в данном случае мы говорим о том, что мы отстаиваем довольно уникальную лесную экосистему в ближнем Подмосковье, ядром которой является дубрава. Данная дубрава расположена в ареале лесов европейской части России. Поэтому компенсировать посадками неких деревьев в других участках Подмосковья совершенно неравнозначно уничтожению лесной экосистемы, какой является Химкинский лес. Поэтому, конечно, это не равнозначная компенсация. И даже если они будут выполнены, это ни в коей мере не компенсация вырубки и уничтожения Химкинского леса.

Любовь Чижова: Каковы будут дальнейшие действия экологов? Продолжится ли борьба за Химкинский лес?

Алексей Книжников: Нет, ничего не кончено. Мы просто ответили, что мы разочарованы, даже возмущены такими действиями президента. И мы не видим больше на самом деле необходимости, не видим эффективности в продолжении диалога в том формате, который был предложен президентом. И мы будем использовать другие методы, в том числе и на международном уровне, чтобы отстаивать Химкинский лес. Тем более это важно, потому что 11 год объявлен ООН Годом леса. И такой подарок наших властей накануне Года леса, как уничтожение уникальной дубравы Подмосковья, мы считаем совершенно негожим и мы будем таким образом преподносить на международном уровне.

Любовь Чижова: Какие методы вы имеете в виду?

Алексей Книжников: Методы, вы знаете, что данный проект является международным и по части иностранного концессионера, и по части возможного зарубежного финансирования. Мы считаем, что в данном случае в странах Евросоюза действуют более высокие стандарты и по развитию проектов, и по учету мнения общественности. Мы будем упирать на то, чтобы и западные концессионеры, и возможные инвесторы из Европы учитывали ту ситуацию, которая сейчас сложилась с Химкинским лесом.

Любовь Чижова: Это было мнение сотрудника WWF в России Алексея Книжникова. Организация Трансперенси Интернэшнл пришла к заключению, что проект строительства трассы Москва – Санкт-Петербург через Химкинский лес имеет коррупционные признаки. С этим полностью согласен биолог, член-корреспондент РАН Алексей Яблоков

Алексей Яблоков: С экологической точки зрения это очень плохое решение. Потому что Химкинский лес – это один из немногих оставшихся больших массивов зелени, лесов вокруг Москвы. И каждый такой массив надо приумножать, сохранять, расширять, но никак не уничтожать. По экологическим законам ясно, что если большому массив разделить на два, то где бы мы ни посадили компенсационные деревья, 20 тысяч деревьев или, как они говорят, сто гектаров вырубим, 500 гектаров посадим в другом лесе – это уже не будет Химкинский лес, экосистема будет разрушена и она будет деградировать. Она остановится на каком-то очень низком уровне, то есть ее значение экологическое резко снизится. Теперь они говорят о том, что сделают шумовые экраны, что не будет по краям автозаправок и вообще коммерческих заведений. Во-первых, в это очень трудно поверить. Во-вторых, даже если они сделают, как они пишут, по самым высоким стандартам, сделают переходы для мигрирующих животных под землей. Они просто не знают, что самые высокие стандарты, если им действительно пришло в голову, что они готовы тратить деньги на то, чтобы провести эту дорогу в Химкинском лесу с компенсацией, нужно тогда делать над дорогой переходы, такие, как делаются в Германии, Франции, Швейцарии, чтобы не разорвать экосистему. Нужно большущие, широченные, примерно 150 метров шириной навалы делать, дорожка пойдет в искусственном туннеле небольшом, чтобы поверху, если будет зеленый бугорчик, тогда по этому бугру, засаженному лесом, пойдут и будут переходить и кабаны, и лоси, белки скакать и так далее. Вот это хоть как-то будет компенсировать. Но такие переходы безумно дорогие. И никаким миллиардом дополнительным тут уже не обойдешься. То есть они сделали неграмотно с экологической точки зрения и Химкинский лес будет, конечно, после этого деградировать.
Другие вопросы возникают, которые очень трудно отвязать от решения по Химкинскому лесу. Вообще, почему эта дорога делается таким образом, что с плетней. Мы знаем, что должна быть скоростная дорога, 150 километров скорость движения и так далее. Так вот, если будет эта петля сделана, а петля сделана, вы знаете, каким образом, она подводит шоссе к Шереметьево. Почему это сделано, зачем нужно дорогу Москва - Санкт-Петербург подводить к Шереметьево, загибая ее, сокращая примерно на 30 километров среднюю скорость движения на этом участке. Совершенно ясно, я предполагаю, Шереметьево и министр транспорта Левитин очень близкие фигуры. Левитин имеет коммерческий интерес в Шереметьево. И таким образом, волей-неволей думаешь: решение было принято под давлением Левитина, который принимал это решение, исходя из собственных личных коммерческих интересов.
В сообщениях массовой информации прямо приводятся слова Иванова, заместителя председателя правительства, который был председателем рабочей комиссии, рабочей группы, где он говорит: в обществе существует согласие, что нужно обязательно срочно ликвидировать пробки, которые всем уже надоели и вызывают ярость жителей Химок и жителей Зеленограда. Так вот, это шоссе пробки в Химках не ликвидирует. Потому что оно упирается в еще не построенный мост. Когда мост будет построен? Специалисты в области транспорта говорят: сначала надо было строить мост и северную рокаду, а пока северной рокады нет в Москве и моста нет, по которому пойдет дальше дорога через Химкинский лес, нет смысла строить эту дорогу. А мост и рокада – это, по крайней мере, 17-18 год. То есть похоже, что нас и здесь кидают. Эти деньги просто кому-то очень нужны, выделить их. А мы знаем, что такое строительство, мы знаем, как деньги при строительстве расходуются и так далее. Решения проблем пробок нет, хотя говорится что для решения проблем пробок, экологические проблемы усугубляются. Тогда получается, что остается в конце? Чистая жадность человеческая, которая застилает все глаза. И вот эта жадность приводит к таким политическим, недальновидным, опасным для страны решениям.

Любовь Чижова: Об окончательном решении российских властей строить дорогу Москва-Санкт-Петербург через Химкинский лес говорил биолог, член-корреспондент РАН Алексей Яблоков…
XS
SM
MD
LG