Ссылки для упрощенного доступа

Три луча солнца


Самый короткий день в году внес коррективы в мои планы продолжить рассказ о буддистской медицине. Захотелось поделиться впечатлениями о том, как архитектурный замысел столетней давности воплотился в наше время в петербургском дацане.

При возведении буддистского храма в столице российской империи группе разработчиков и архитекторов вместе с руководителем строительства со стороны священнослужителей Агваном Доржиевым пришлось нелегко. Из-за ограниченного размера участка земли, отведенного под строительство, не удалось воплотить мечту - построить монастырский комплекс по образцу забайкальских монастырей-дацанов. За пример при разработке проекта был взял классический тип тибетского соборного храма. Более того, материал, которым облицован петербургский дацан – гранит, при строительстве буддистского храма больше нигде в России не применялся.

Петербургский дацан имеет трапециевидную форму, естественное освещение проникает в молельный зал сверху, как бы с неба, через остекленную часть крыши и потолка (так называемый световой фонарь). На уровне второго этажа над входом имеются три круглых окна. В документах начала прошлого века ламы нашли упоминание, что эти окна были сделаны такой формы и в этом месте неслучайно. Архитекторы и священнослужители хотели добиться интересного эффекта, когда в день зимнего солнцестояния поднявшееся на наименьшую высоту над горизонтом солнце своими лучами сквозь эти окна осветит лицо статуи Будды Шакьямуни на алтаре и танки (буддистские иконы), висящие с обеих сторон от Будды. До недавнего времени священнослужители не могли проверить, оказался ли точным инженерный расчет этого замысла. Тем более что вместо окон, ведущих в молельный зал (дуган) в наследство от советских времен достались деревянные ставни.

Лишь недавно настоятель петербургского дацана Буда Бадмаев смог сделать окна «работающими». Это произошло после того, как по эскизам художника России Елены Зонхоевой компания «Невские витраж» изготовила витражи со специальными окошечками для зимнего солнца. Витражная композиция состоит из трех частей - «Пять подношений органам чувств», «Дракон солнечный» и «Дракон лунный».

По определению историка религии Ольги Хижняк, консультировавшей художницу при создании эскиза для витражей, центральный витраж «Пять подношений органам чувств» включает в себя изображения значимых символов буддизма. Зеркало – подношение для глаз; лютня – подношение для слуха; воскурения – для обоняния; плоды – для вкуса; ткань – для осязания. Цветок лотоса олицетворяет чистоту тела, речи и мысли, расцвет добрых деяний. Эта группа символов говорит о том, что познание начинается с органов чувств, но сознание должно выйти за чувственные пределы и достичь духовного прозрения, просветления, пробуждения и освобождения от рождений в сансаре. «Дракон солнечный» поднимается вверх, от земной водной стихии он восходит в небеса, а «Дракон лунный» спускается с небес, возвращая нам чистые, небесные воды.

В такой образной форме древнее мировоззрение представляло вполне реальный физический процесс – круговорот воды в природе. Но образы драконов несут и религиозную смысловую нагрузку, передавая идею связи земного и небесного миров. Петербургское солнце и летом-то не всегда готово показаться горожанам, а уж зимой ждать от него благосклонности в определенный день – вообще сложно. Но долгожданный эффект самым неожиданным образом был обнаружен 18 декабря 2010 года, когда Антон лама (Щеглов) проводил экскурсию по храму.

Настоятель дацана Буда Бадмаев, усмотрев в солнечной погоде добрый знак, погасил свет в молельном зале и раскрыл створки ставней. Три ярких луча солнца осветили лицо Будды и две танки – слева и справа от него. Солнце быстро передвигается - через 20 минут лучи «ушли» в сторону. Этот же эффект можно было увидеть и 19 числа. А вот на 15-е лунные сутки, 21 декабря, в день зимнего солнцестояния, с утра повалил снег, кроме того, на этот день пришлось лунное затмение, и уникальное явление прошло мимо нас. До – следующего зимнего солнцестояния.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG