Ссылки для упрощенного доступа

История советской кухни для американцев


27 декабря в 23 часа в программе Александра Гениса – Новый год как экуменический праздник и другие сюжеты.

...Несмотря на пышную фамилию шведских дворян, Аня фон Бремзен – своя, москвичка из Квинса. Ведущий кулинарный автор Америки, автор дюжины популярных книг и бесчисленных статей, она – трижды получала премию Джеймса Берда, которая в этом вкусном мире заменяет "Оскара" и ценится не меньше. Сейчас Аня Бремзен трудится над самым, наверное, амбициозным проектом – историей Советского Союза, увиденной и описанной через его кулинарные традиции:

- Замысел такой: мы с мамой живем уже много лет в Америке, и вот мы решили восстановить память о советской кухне, устроить такое кулинарное путешествие на машине времени. Каждая глава посвящается одной декаде, одному десятилетию советского века.

- Революция отрезала традицию русской кухни и превратила ее в советскую.


- Да. Именно поэтому 20-е годы - очень интересное время, потому что, с одной стороны, это - НЭП, то есть возврат к какому-то декадентству, но уже совершенно другое качество. Какие-то рестораны, которые закрылись после Революции, открываются, но там уже бандиты...

- Звучит похоже.

- НЭП, конечно, похож на новую ситуацию. Но эстетическая, культурная и кулинарная политика большевиков была страшно аскетическая, они вообще хотели освободить женщин от кухонного рабства. Под лозунгом ''Долой кухню!'' - придумывали кухни-фабрики, какие-то соевые продукты пытались ввести. В общем, это - полная утопия, авангард. Но это еще не советская кухня. И потом, когда в 1935 году, уже после коллективизации, после Голодомора, после всех этих страшных смертей Сталин вдруг говорит, в 1934 или 1935 году, на конференции стахановцев, что ''жить стало лучше, жить стало веселее'', начинается новая политика.

И тут очень важную роль играет нарком пищевой промышленности Анастас Микоян, под руководством которого выходит в 1939 году наша любимая и незабываемая ''Книга о вкусной и здоровой пище''. И вот тут начинается новая политика, новый век советской кухни.

- Вы рассказывали о том, что среди продуктов, которые появились в это время, встречались самые неожиданные - например, кетчуп.

- Да, Микоян в 1936 году едет в Америку. Он в полном восторге от своего путешествия, он описывает его и в воспоминаниях своих, и потом, позже, даже в номере журнала ''Америка''. Микоян в полном восторге от всего. Он три месяца проводит в стране. - такой марафоном. Посетил универмаг "Мэйсис, побывал и на бойнях. Его потрясают холодильники, упаковка. Он пытается всю эту технику (не всю, а что может) привезти в Советский Союз.

Что потрясло абсолютно Микояна, о чем он подробно пишет? Гамбургеры. Вот, - он вспоминает с восторгом, - стоит парень, продает горячие котлетки, тут у него уже готова булочка". Микоян собирался ввезти гамбургеры в Советский Союз, но помешала война - и технология производства. Поэтому осталась котлета, а булочка — нет.

- Я считаю, что русской кухне повезло, потому что наши котлеты гораздо вкуснее американского гамбургера.

- Совершенно согласна, особенно, когда в ней много, много хлеба. Но важно, что все продукты, которые мы хорошо знаем - всякие мороженые пельмени, знаменитое советское мороженое, которым мы так гордились, - все это Микоян тоже привез из Америки...


Другие сюжеты в программе "Поверх барьеров. Американский час":

Экуменический праздник

... С советских времен в нашем календаре всегда был один экуменический праздник - тот, главный, который мы справляем под украшенной ёлкой. Избежав и государственной, и религиозной опеки, он объединяет "эллина и иудея", включая маловеров, иноземцев и агностиков.

"Музыкальный альманах"

… Америку покорила метафора Арво Пярта "белый свет": сложив радугу, музыка все цвета превращает в белый. И каждый слушатель служит призмой, разлагающий белый свет на составные части

"Философема праздничного балета"

… искусство должно быть не только живым, но и мертвым. Искусство умертвляет, мумифицирует жизнь. Пигмалион, ожививший Галатею, - плохой художник. Есть некое метафизическое тождество в понятиях мертвое и вечное.
XS
SM
MD
LG