Ссылки для упрощенного доступа

Виктор Шендерович - о Медведеве и Ходорковском


Виктор Шендерович
Виктор Шендерович
Писатель Виктор Шендерович комментирует приговор Хамовнического суда в отношении Михаила Ходорковского и Платона Лебедева:

- Я от Данилкина ничего другого и не ждал. Если говорить о реакции общей, то борьба за правосудие в России продолжается. Ясно, что это борьба увенчается успехом, если необходимость в ней почувствует общество, если, наконец, до общества дойдет, что означает этот приговор для него, что это приговор ему, обществу российскому. Если это дойдет до общества, какой-то части элиты, достаточно широкой части, тогда можно будет настоять на довольно скором возвращении справедливости и закона. Впереди Мосгорсуд, на который надежды мало.

Впереди есть, однако, Верховный суд, и я думаю, что это последний шанс для общества. И для Дмитрия Анатольевича Медведева это последний шанс оказаться политиком. Если все идет по накатанному путинскому пути, и этот, как кто-то сказал, новогодний подарок Путину останется таким новогодним подарком на много лет вперед, это означает, что с Россией на этом витке просто кончено. Это означает, что все разговоры про модернизацию, демократизацию - это все пустой треп. И последние, кто еще на что-то способен, просто отсюда съедут в те места, где невозможен такой приговор, где невозможно такое правосудие, где невозможна такая реакция общества, молчаливая, на такое вопиющее преступление.

- Мы с вами беседовали в первый день второго судебного процесса над Михаилом Ходорковским и Платоном Лебедевым, и вы говорили тогда о том, что судья Виктор Данилкин - на нем сошлось все, и он покажет, какое на самом деле правосудие в России. Понятно, что с ним произошло и почему он так поступил так, как поступил?

- Какие могут быть моральные дефиниции в отношении судьи Данилкина в его сегодняшнем состоянии? Он занял свое законное место в ряду других позорных фигур российской истории, среди других шестеренок и колесиков различных репрессивных систем. Потом все эти люди говорят, что им так велели, потом все эти люди говорят, что у них не было выбора, - это все бред! Зло, как и добро, идет в мир через людей. Через Данилкина прошло чудовищное зло, и он не может этого не понимать. Он обеспечил позором себя и своих детей и внуков. Его можно пожалеть.

- Довольно много людей приходили на процесс над Михаилом Ходорковским и Платоном Лебедевым, и это для части общественности это превратилось в некоторое гламурное мероприятие. Там были люди, которые известны как персонажи светских московских тусовок. Как вы относитесь к тому, что то, о чем нужно говорить серьезно, стало частью гламура в России?

- Да, гламурные люди очень следят за модой. Гламур тоже часть общества, и гламур такой, какое общество, и модно становится в одном месте одно, а в другом другое. Вот вчера Франция, на Триумфальной арке были помещены проекции двух портретов - двух заложников французских, двух граждан Франции, которые находятся в плену, в заложниках у талибов. И то, что вся Франция, Париж под Новый год вспомнил этих людей, пожелал им здоровья, надежды и так далее, это свидетельство состояния их общества, состояния страны. Вот Франция вспоминает этих людей таким образом. Мы плевать хотели на своих людей - заложников, моряков, летчиков, людей, оставшихся без света, воды. Россия, вперед! И вот это "вперед" ведет нас в такие пещеры нравственные, что не приведи господи! В этом смысле тупость общества, тупость, с которой большая часть российского общества отреагировала на приговор Ходорковскому, - это лишь часть той нравственной тупости, с которой оно реагирует вообще на все, с которой оно прореагировало на Беслан и на многое другое.

- Вы лично рассчитывает на президента Медведева или нет?

- Я рассчитываю не на него, конечно. Я рассчитываю на общество. Это слабая надежда, но если надежда есть, то только на общество. Потому что прав Григорий Чхартишвили, который написал, что "нет никакого Путина, он - чиновник". Есть президент Медведев - гарант Конституции, гарант соблюдения закона. И значит, если все общество, какое есть, встанет и потребует, то Ходорковский будет на свободе. Если оно не встанет и не потребует, сам Медведев пальцем не шевельнет. Он абсолютно зависимый человек, и если не будет этой волны, он не встанет на гребень этой волны сам, он ее разгонять не будет.

Бывшие экс-владельцы ЮКОСа проведут в общей сложности заключении по 14 лет. Обсуждение итогов процесса - в онлайн режиме с Людмилой Телень.

Этот и другие важные материалы итогового выпуска программы "Время Свободы" читайте на странице "Подводим итоги с Андреем Шарым"
XS
SM
MD
LG