Ссылки для упрощенного доступа

Цейлон как исключительно чайное название


Индуисты Шри-Ланки встречают новый год
Индуисты Шри-Ланки встречают новый год
Правительство Шри-Ланки через 38 лет после переименования страны решило избавиться от старого названия острова – Цейлон - в наименованиях государственных учреждений.

Цейлонский совет по электричеству превращается в Совет по электричеству Шри-Ланки, Банк Цейлона - в Банк Шри-Ланки. Колониальное название острова сохранится только в названиях чаев и чайных компаний, для которых Цейлон - это хорошо узнаваемый бренд. Название Цейлон (Ceilao) острову дали в XVI столетии португальские колонизаторы. В XIX веке контроль над островом перешел к Великобритании. После обретения независимости в 1948 году Цейлон оставался британским доминионом. В 1972 году страна приняла новую конституцию, сменив старое название на "Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка".

"Прекрасная земля", Beautiful land, а именно так переводится с сингальского языка название "Шри-Ланка" – экзотический для любого европейца остров, колыбель уникальных, завораживающих тысячелетних культур, один из центров изучения Тхеравады, самой консервативной ныне школы буддизма, грандиозный музей азиатских, почти "инопланетных" запахов, звуков и цветов (кто любит этот мир и бывал там, поймет!) – сегодня остается и страной, где с ходу узнаваемых социокультурных "старинных британских" штрихов в повседневной жизни ее жителей ничуть не меньше, а для кого-то и больше, чем в Лондоне, Эдинбурге и во всей бывшей метрополии, столь стремительно изменившейся за последние лет 20-30. Что на самом деле нередко случается с бывшими "успешными" колониями, когда-то мирно расставшимися с "угнетателями" и ставшими вполне состоятельными современными государствами. К британцам на острове никогда не испытывали ненависти и не преследовали их после получения независимости в 1948 году – в отличие от Зимбабве, Ямайки, Малайзии – что и определило дальнейший "внешний вид" Шри-Ланки, сегодня по объему ВВП на душу населения занимающей в Южной Азии первое место.
К британцам на острове никогда не испытывали ненависти и не преследовали их после получения независимости в 1948 году, что и определило дальнейший "внешний вид" Шри-Ланки


Город Канди, древняя ланкийская столица, где в великолепном Храме Зуба Будды хранится одна из главных реликвий для сотен миллионов человек во всем мире, знаменит еще и совершенно другой достопримечательностью – крупнейшим и старейшим во всей Азии Ботаническим садом, мало изменившимся с XIX века, с бывшей резиденцией, а теперь домом-музеем Луиса Маунтбеттена, первого графа Бирманского, вице-короля Индии, оборонявшего в 1942-м остров от японцев. Стоя под довольно холодным моросящим дождем на бескрайнем идеальном газоне перед этим небольшим белым зданием, глядя на викторианский фасад, посматриваешь вокруг, на пальмы и махагониевые деревья, просто чтобы не забыть, где находишься.

Один из самых знаменитых, шумных, красочных буддийских праздников-карнавалов в мире, Перахера, отмечающаяся в конце лета-начале осени – самый напряженный период для армии и полиции страны, где только что закончилась гражданская война. И когда среди сотен умопомрачительных костюмов видишь солдат и офицеров в гольфах, беретах с помпонами и стеками в руках, характерно отбивающими правой ногой перед тем, как встать по стойке смирно, понимаешь, что – бывшая часть британской армии и кусочек Pax Britannica.

В этом сердце Азии в горах Нувара-Элия, центре производства чая, кутаются в клетчатые пледы у каминов, а в Коломбо запивают отличным светлым пивом "фиш-карри", вместо "фиш-энд-чипс". Здесь в пабах смотрят чемпионаты мира по крикету, в финалы которых ланкийская команда стабильно выходит который год подряд. Здесь мальчики переодеваются из саронгов в шорты и блейзеры с галстуками, а девочки - из сари в европейские платья с бантами, когда идут в обычную поселковую школу.

А если вы захотите купить настоящий цейлонский чай, имейте в виду: на коробочке должно значиться packed in Ceylon. Именно packed, а не made! Иначе это подделка.

О геополитических причинах, которые могли побудить правительство Шри-Ланки практически полностью отказаться от использования колониального названия страны, рассказывает главный научный сотрудник ИМЭМО, специалист по южноазиатскому региону Андрей Володин:

- Для Цейлона - Шри-Ланки колониальная заноза никогда не была достаточно острой, но на Цейлоне произошла смена элит. Поменялся и алгоритм их внутреннего и международного поведения. Если раньше цейлонские (или ланкийские) элиты смотрели на Запад (прежде всего на бывшую метрополию) как на образец политической и экономической организации, то с
Если раньше Цейлон имел репутацию маленького острова с серьезными межэтническими проблемами, то сейчас это важный пункт на нефтегазовом маршруте в Китай
приходом к власти президента Раджапакса подведена черта под этой, если угодно, западнической тенденцией. Сам Раджапакса получал образование в московском Университете дружбы народов имени Патриса Лумумбы. И уже поэтому назвать его чисто западным деятелем очень трудно. Во-вторых, Раджапакса возглавил Шри-Ланку в очень сложный момент противостояния между сингалами и тамилами. Сингалы - это этнос большинства, тамилы - это этнос меньшинства, хотя и достаточно крупного и весьма преуспевающего и в экономике, и в финансах. Для того, чтобы решить проблему межэтнического конфликта, пришлось прибегнуть к военно-политическим средствам, новому лидеру была необходима консолидация сингальской общины. Отсюда и полный отказ от колониального наследия, в том числе от использования старого названия страны. Подобные тенденции можно было наблюдать на примере соседней Индии – скажем, Бомбей был переименован в Мумбаи, хотя Мумбаи - это искусственное название, поскольку город был создан колониальной властью - сначала португальцами, на смену которым пришли англичане. То же самое можно сказать о Мадрасе - Ченнае: Мадрас создавался как фактория, как крепость Святого Джорджа, а потом националистические силы переименовали его в Ченнай.

- Насколько сильна эта тенденция? Может ли она продолжиться во внешней политике Шри-Ланки – в частности, возможен ли выход страны из Британского содружества наций?

- Тенденция сильна, но не думаю, что Цейлон - Шри-Ланка изберет какую-то другую позицию в Британском содружестве наций. Нынешнюю элиту вполне устраивают сложившиеся отношения с бывшей метрополией. Но с геополитической точки зрения может получиться весьма интересное развитие. Если раньше Цейлон имел репутацию маленького острова с серьезными межэтническими проблемами, находящегося под влиянием доминирующей в регионе Индии, то в последнее десятилетие положение начинает меняться. В связи с растущим мировым спросом на энергоносители Цейлон становится очень важным геостратегическим пунктом, через который или рядом с которым проходят основные пути доставки нефти и частично газа из зоны Персидского залива на Дальний Восток, в зону Южно-Китайского моря и на Японские острова. Само положение Цейлона становится чрезвычайно важным для такого крупного игрока мировой политики, как Китай. В последнее время КНР проявляет все больший интерес к республике Шри-Ланка, делая серьезные инвестиции в экономику Шри-Ланки. Видимо, Раджапакса будет использовать эту заинтересованность Китая и негласное индийско-китайское соперничество в регионе для привлечения еще большего объема китайских, а впоследствии и индийских инвестиций в экономику Шри-Ланки. В этом особенност ситуации: оставаясь членом Британского содружества наций, Цейлон - Шри-Ланка меняет свое положение в геополитической системе координат в бассейне Индийского океана.

Этот и другие важные материалы итогового выпуска программы "Время Свободы" читайте на странице "Подводим итоги с Андреем Шарым"
XS
SM
MD
LG