Ссылки для упрощенного доступа

Польша и Россия смотрят в будущее


Два премьера - Дональд Туск и Владимир Путин
Два премьера - Дональд Туск и Владимир Путин
В 2011-м году очередные сменные председатели Европейского Союза – Венгрия и Польша. В первый новогодний день председательское кресло заняла Венгрия, и руководство этой страны сталкивается с резкой критикой со стороны партнеров по ЕС в связи с нарушением демократических свобод из-за принятия нового закона о печати.

За развитием ситуации внимательно следят в Варшаве – Польша продолжает активную подготовку к своему первому председательству в ЕС, разрабатывая, в том числе, и новую восточную стратегию. Как польское председательство в Евросоюзе может сказаться на отношениях с Россией и какой видится из Варшавы перспектива этих отношений?

В Министерстве иностранных дел Польши на этот вопрос Радио Свобода ответила директор специально созданного департамента координации польского председательства в Совете ЕС Иоанна Скочек:

– В последнее время Польша продемонстрировала большую открытость к активизации сотрудничества с Россией, сотрудничества между Европейским Союзом и Россией. Взять хотя бы вопрос о региональном приграничном передвижении для жителей Калининградской области. Мы активно выступаем за расширение этой системы на всю область и даже дальше, чтобы показать и доказать нашу открытость к развитию отношений. На повестке дня – программа "Партнерство для модернизации". Мне кажется, что ЕС достаточно решительно выступает за продолжение переговоров с Россией по этому вопросу. Мы первые, кто будет приветствовать любые инициативы Верховного представителя Кэтрин Эштон и Еврокомиссии, способствующие налаживанию более тесного сотрудничества между Европейским Союзом и Россией.

Это были слова дипломата. А вот точка зрения политолога, изучающего Россию. Представитель русского департамента Центра восточных исследований Мартин Качмарский считает, что у России пока еще двойственное отношение к Польше:

– С одной стороны, отношение к Польше действительно поменялось. В том смысле, что российские элиты увидели: Польша в состоянии каким-то образом повлиять на отношения России с Евросоюзом. Но, с другой стороны, мне кажется, что Россия смотрит на Польшу, и вообще на Центральную Европу, специфично: как на некую буферную зону или не вполне Западную Европу. Это видно, прежде всего, в двух областях: в области безопасности и в области энергетики. Что касается безопасности, Россия все время пытается подчеркнуть, что Польша и другие страны Центральной Европы являются как бы не полноправными членами НАТО – в практическом смысле. Что касается энергетической сферы, то, планы "Южного потока" и строительство газопровода "Нордстрим" показывают, что Россия все время хочет обойти транзитную зону и просто получить доступ к своим важнейшим покупателям в Западной Европе. Это главная черта сегодняшней политики России в отношении к Польше. Это значит, что те позитивные моменты, которые появились в отношениях, просто не закреплены. Россия все время не в состоянии решить: Польша – часть Евросоюза и часть Европы в политическом западном смысле, или Польша не принадлежит к числу стран, с которыми Москва готова вести диалог на равных?

Следующий собеседник Радио Свобода – Мария Пшеломец, журналистка, специализирующаяся на тематике Восточной Европы.

– Я думаю, что восточная политика Европейского Союза для Польши – очень важный и серьезный вопрос. Для Польши это возможность доказать Европейскому Союзу, что она действительно хорошо разбирается в российских вопросах, что поляки не русофобы, что поляки и россияне хорошо понимают друг друга. И что благодаря этому Польша сумеет объяснить российским властям, почему Европейский Союз и европейские стандарты нужны прежде всего самой России. Это в интересах России следить за правами человека, за свободой СМИ, чтобы стать нормальной европейской страной. Объяснить, что стремление стран Восточной Европы сблизиться с Западом – это не угроза для России, а наоборот, надежда для нее.

Бывший министр иностранных дел, участник рабочей группы по разработке новой стратегической концепции НАТО и сопредседатель польско-российской группы по сложным вопросам Адам Ротфельд считает, что правда – это не предмет переговоров или дипломатического торга. Это высшая ценность в отношениях народов и государств:

– Многие считают, что отношения между Польшей и Россией в течение последних 20 лет были очень плохими. Но, на мой взгляд, они просто не были такими, какими должны были быть, но не были слишком плохими. Россия могла Польшу игнорировать, но пришло время, когда это взаимное игнорирование ни к чему хорошему не может привести. Да, есть большой дефицит взаимодоверия, и это нужно как-то исправить. Я считаю, что, например, последний саммит НАТО в Лиссабоне был очень важным этапом в становлении нового типа отношений между Россией, как новой великой державой, и Североатлантическим союзом. То же касается и отношений между Польшей и Россией: мы проделали в течение последних двух лет большой путь, снимая некоторые барьеры, касающиеся, главным образом, прошлого. Это очень трудно – сказать правду о нашем прошлом. Во время встречи премьер-министров России и Польши 7 апреля Владимир Путин сказал, что правда очищает отношения. И тогда премьер-министр Дональд Туск добавил, что она не только очищает, она еще и освещает путь к будущему. Я считаю, что эти два глагола очень важны для будущего, – подчеркнул Адам Ротфельд.

Несмотря на разницу в подходах, подавляющее большинство экспертов не видят серьезной альтернативы дальнейшему сближению двух стран. И хотя после вступления в силу Лиссабонского договора отношения Евросоюза с третьими странами перешли от сменного председателя ЕС в ведомство Верховного представителя по внешней политике и политике безопасности, Варшава дает ясно понять, что намерена использовать свой председательский мандат, в том числе, для выстраивания отношений с Москвой.
XS
SM
MD
LG