Ссылки для упрощенного доступа

Экология России – прогнозы на 2011 год


Алексей Яблоков
Алексей Яблоков
Ирина Лагунина: И в завершении выпуска мы продолжаем подводить итоги года. Наверное, ни в чем так не проявилось раздражение россиян на постоянное противоречие между словами и делами российской власти в 2010-м, как в экологических выступлениях и протестах. Моя коллега Любовь Чижова побеседовала о важнейших экологических событиях России и мира и прогнозах на 2011 год с членом-корреспондентом РАН, руководителем фракции "Зеленая Россия" партии Яблоко Алексеем Яблоковым.

Алексей Яблоков:
Важнейшие итоги и экологические события в 2010 году – это возобновление работы Байкальского целлюлозно-бумажного комбината по выпуску беленой целлюлозы. Это было в январе, а в октябре Путин дает распоряжение рассмотреть вопрос о прекращении варки. Следующее – это страшный проект, который по поручению президента разрабатывается, посвященный развитию туризма на Северном Кавказе. Он разрушает кавказские заповедники все, там огромные деньги, сопоставимые или может быть даже превосходящие то, что предполагается потратить в Сочи. Если это будет сделано, то это смерть кавказской природе. Теперь это скандал с большой трубой Восточная Сибирь – Дальний Восток для розлива нефти в Якутии. В Амурской области огромное незаконное строительство, несколько десятков рек пересечено без каких-либо проектов, утвержденных раньше. Причем мне с Дальнего Востока сообщают, что иногда труба отгибалась от заданной трассы, чтобы она прошла по кедровым лесам. Почему это цинично и гнусно? Потому что вырубленный лес под эту трассу пропадает, сотни тысяч кубометров леса, которые куда-то пропали. Еще одна проблема – это спуск плавучей атомной станции на кировском заводе в Санкт-Петербурге. Мы говорим: это страшное дело, это экологически неправильно, это экономически бессмысленно и опасно, это политически неверное. Тем не менее, этот проект начал осуществляться.
Пожарное лето, об этом, наверное, будут многие говорить, как об одном из главных итогов. Задымление в сочетании с аномальной жарой. Что важно подчеркнуть, что в отличие от многих других вещей мы здесь знаем цену этого экологического неблагополучия – это около 50 тысяч дополнительных смертей. Вот вам цена предпринятого два года назад Лесного кодекса.
Еще один антиэкологический проект – это канал Евразия, Каспий – Азов. С экологической точки зрения это страшное дело, противозаконное дело – он идет через заповедники. Другое – это разрешение охоты на белого медведя на Чукотке. Это тоже неправильно.
Теперь – это одобрение конгрессом США соглашения так называемого 123 с Россией по мирному использованию атомной энергии, которое открывает возможности использования отработавшего атомного топлива американского происхождения на сохранении в России, реальной становится опасность превращения России в международную ядерную свалку. Теперь: это рассмотрение нового закона о коммерционализации заповедных территорий. Сейчас заповедники, если этот закон будет окончательно подписано президентом, будет можно делать некоммерческие структуры – это страшное дело, это разрушение заповедной системы, российской гордости.

Любовь Чижова: Что-то хорошее в экологической жизни России в 2010 году было, что-то вы можете отметить?

Алексей Яблоков: Создание коалиции в защиту Байкала. В эту коалицию вошли многие общественные организации и то поручение Путина о том, что надо рассмотреть возможность о прекращении варки целлюлозы, данное в октябре, в значительной степени результат работы этой коалиции. Интересный момент – обход судами залежек гренландского тюленя в Белом море. В Белом море каждый год в феврале, марте, апреле собирается колоссальное количество тюленей. После наших обращений моряки все-таки решили давать команду капитанам обходить залежки. Это немножко удорожит, на несколько километров удлинит маршрут, но это сохранит десятки тысяч жизней тюленей. Это очень важно, очень интересно.
В прошлом году еще произошел хороший словесный поворот власти к экологии. В мае 2010 года был проведен Госсовет с таким спектром поручений президенту, просто диву даешься – и то, и то надо сделать. Ничего не сделано или почти ничего не сделано. И к этому словесному потоку совершенно правильному добавилась существенная часть послания президента Федеральному собранию, была посвящена в прошлом году тоже экологии. Это хорошо, что стали говорить, но плохо, что ничего не делается.
Конечно, это решение Германии о ненаправлении в Россию радиоактивных отходов. Это замечательное решение, принятое по морально-этическим соображениям. Они имели право направить, но не направили, запретили, и это замечательно. Я очень надеюсь, что в наступившем году Европейский союз примет такое решение. Европейский комиссар по энергетике уже заявил.
Это борьба за спасение Химкинского леса среди позитивных по результатам прошлого года. Независимо от того, чем она кончится, она уже дала положительные плоды. Вместо вырубки 140 гектаров, они говорят сто гектаров, обещают колоссальные деньги дать на экологическую реабилитацию. Конечно, ничего этого не получится, потому что никакой реабилитации не может произойти, если разрезать пополам Химкинский лес, а потом посадили в другом месте – это не реабилитация, это издевательство. Но тем не менее, борьба эта сплотила огромное количество людей, вывела на площади тысячи людей, подняла эту проблему на политический уровень до самого верха. Это несомненный успех. И с этим же связано создание коалиции "В защиту Подмосковных лесов".
Еще один успех – это подъем региональных экологических проблем на федеральный уровень. Это замечательная акция, которая прошла в сорока городах России по защите Байкала, Утриша и Химкинского леса. Фактически вроде бы небольшое дело, но на самом деле таким образом региональные проблемы поднимаются на федеральный уровень в общественном сознании.
Еще маленькое дело, но тоже очень хорошее, результат наших непрестанных усилий на протяжении двух лет – это предъявление обвинения в незаконной охоте VIP-охотникам на Алтае. Уполномоченный представитель президента участвовал в этом, погиб. Мы требовали от президента морального осуждения, не дождались этого. Тогда мы обращались в прокуратуру. Мы требовали, чтобы судили тех людей как браконьеров. В этом году наконец-то было сделано.
Еще одно событие, которое прошло незаметно для широкой публики, Краснотекуевский Читинской области, Забайкальского края теперь, дружно отказался от разработки уранового месторождения. Там есть богатое урановое месторождение, это бассейн Байкала. Был референдум проведен местный, они сказали: нет, не хотим. Не хотим новых рабочих мест, не хотим ваших посулов, мы хотим собирать кедровые орехи, мы хотим заниматься сельским хозяйством. Было абсолютно однозначно заявлено: нет урановому Байкалу.
Еще одна из позитивных вещей – это гражданская активность возрастающая по поводу всяких экологических неприятностей. Кто мог представить себе еще год назад или два года назад, что в Туапсе против опаснейшего терминала, там перегрузки химических удобрений и так далее, выходят тысячи людей, и тысяча человек пошла через все Туапсе. Это же замечательно, такого же не было. Это показывает, что люди, прижатые в угол страшной антиэкологической политикой, начинают активно выступать. Это и в Ейске, это и во Владикавказе, это и в Сочи, конечно.

Любовь Чижова: Что интересного было в экологических событиях мирового масштаба в 2010 году?

Алексей Яблоков:
Конечно, это розлив нефти в Мексиканском заливе. Это самый крупный подводный розлив, в мире такого еще никогда не было. Последствия будут ощущаться очень долго. Надо делать дальнейшие уроки.
Второе – это огромная авария, прорыв хранилища со шламом алюминиевого производства в Венгрии, которая затронула несколько стран. И тоже звоночек очень важный и для нас, у нас таких хранилищ тоже очень немало в России, надо посмотреть на них.
По расчетам Всемирной организации здравоохранения в августе 2010 года, статистика, никогда не скажешь точно, в каком месте и как случилось, но, похоже, что раковая заболеваемость вышла на первое место в мире среди причин смертности. Это симптоматично. Раковая заболеваемость в основном определяется качеством окружающей среды. Я напомню, что в 20 веке в начале века на первом месте были заболевания, связанные с гриппом, с тифом, скарлатиной и так далее. Потом их вытеснили и на первое место встали сердечно-сосудистые заболевания, весь 20 век сердечно-сосудистые были на первом месте. Теперь, похоже, раковые заболеваемости на первом месте. Надо, чтобы у людей мозги прочистились, что нельзя так обращаться с природой в мире вообще. Хорошее дело было сделано вот какое: в октябре прошлого года Канада запретила пластиковые бутылки, через месяц этому запрету последовал и Европейский союз, который сказал: все, про пластиковую посуду для питания грудничков - запрещается с 1 апреля 2011 года, производство и продажа.
Хорошее дело "тигровый" саммит в Санкт-Петербурге, который был в октябре. Собрались главы крупнейших держав, которые рассматривали вопрос охраны тигров, который стал политическим вопросом по разным причинам, не все из-за того, что любят тигров, все-таки они собрались, все-таки они обсуждали, все-таки они принимали решения. Это серьезное дело, показывающее, что экологические проблемы, даже, казалось бы, частные, будут выходить на самый высокий уровень. Это ободряет.
Соглашение по климату, какое бы оно ни было, там критикуют энтузиасты, что мало, надо сильнее, все-таки это действительно серьезный шаг, показывающий, что мир поворачивается к тому, чтобы воспрепятствовать опасному изменению климата.

Любовь Чижова: Алексей Владимирович, каковы ваши прогнозы на наступивший 2011 год, чем российские экологи будут заниматься в наступившем году?

Алексей Яблоков: Экологические прогнозы для России печальны. Потому что будет продолжение этой властной экологической риторики, особенно в свете приближающихся выборов. Будет происходить дальнейшая политизация и усиление зеленого движения в России. Когда Химкинский лес заявляет, что мы разочаровались в решениях президента, и мы вынуждены переходить к политическим вопросам – это потрясающе, это говорит о том, что массовое зеленое движение зреет. Будет, конечно, продолжаться обязательно борьба против экологического варварства в Сочи. Она будет усиливаться по мере того, как там усиливается это экологическое варварство. По моим расчетам, будет три крупных розлива нефти обязательно с неприятными экологическими последствиями. В этом году ситуация с пожарами может реально повториться, если будет сухое лето. Ничего не сделано в принципе, не предприняты меры к восстановлению разрушенной лесной охраны, 40 тысяч лесников, уволенных за последние годы. Если мы их не вернем в леса, то никакое МЧС нас от лесных пожаров не спасет. Будет продолжаться расползание по России свалок, вообще загрязнения России свалками, бытовыми отходами, в основном нелегальными, да и легальные, если не по инструкциям. Это бич почти всех без исключения регионов Российской Федерации. Это будет, к сожалению, продолжаться.
XS
SM
MD
LG