Ссылки для упрощенного доступа

В ожидании света


Ключевое слово этой недели, да и предыдущей тоже, – "свет". Вот какое сообщение прозвучало на волнах Радио Свобода 6 января:

В Подмосковье без света остаются более двух тысяч человек. Работы по восстановлению энергоснабжения ведутся в сорока восьми населенных пунктах.

Аналогичные же сводки поступают из отрезанных от одного из основных благ цивилизации территорий ежедневно.

И вот вопрос профессору МГУ лингвисту Игорю Милославскому. Почему, когда говорят об отключении электроэнергии, как синоним употребляют словосочетание "отключили свет"?

– Здесь это метонимический перенос, то есть когда какое-то явление называется по его части. Ну, например: "Их села, и нивы за буйный набег/ Обрек он мечам и пожарам". "Мечам и пожарам" – это только кусочек того, что на самом деле там сотворил Вещий Олег, а обозначается это только через некоторую часть. Это довольно распространенное явление.
В современной жизни, при всем том, что без электричества мы жить не можем, все-таки его функция, связанная с освещением, выступает как важнейшая

– Явление распространенное, Игорь Григорьевич, я с вами согласна. Но как вы думаете, почему из всех функций, которые есть у электроснабжения, все выделяют дружно только одну, не говоря о других? Хотя ясно, что с помощью электричества сейчас что только ни функционирует, – ан нет, все говорят именно: "отключили свет".

– Я думаю, что это связано с историческим восприятием этого события. Потому что в России приход электричества, как вы помните, сразу соединялся с "лампочкой Ильича", то есть таким образом в деревню приходил свет. Не надо было лучину палить, оказывалось, что все светло.

– И сразу другое качество жизни.

– И другое качество жизни, да. Помните, Михаил Васильевич Исаковский: "По деревне от избы и до избы зашагали торопливые столбы". И вот тогда электричество приносило прежде всего свет. А уже потом разные умные машины, работающие на электричестве, пришли и в деревню, – от машинной дойки до холодильника и зарядного устройства.

– Значит, это сработала только языковая традиция? Вот привыкли говорить: электричество – это свет. Или что-то другое?

– Очень трудно ответить на этот вопрос категорически, но, без сомнения, здесь сыграла роль традиция, а потом она подкрепилась тем, что действительно в современной жизни, при всем том, что без электричества мы жить не можем, все-таки его функция, связанная с освещением, выступает как важнейшая. И если мы начинаем с вами думать, а что же нужно человеку для нормального существования, – то это еда, тепло и свет, чтобы не находиться в темноте.

– Если говорить о таких высоких материях, как философия языка, не случайно, наверное, там много крылатых выражений, обобщающих понятий, связанных со светом. Когда говорят "света белого не видно", "белый свет" – ясно, что это не цвет света.

– Ну, там немножко более сложные ситуации, поскольку само слово "свет" в русском языке имеет, по крайней мере, два значения – свет в смысле освещения и свет – как мир, который нас окружает. Одно из, может быть, частных проявлений этого явления – "выйти в свет". Это не значит "оказаться под юпитерами", это просто "люди" – в противоположность одинокому существованию человека. Конечно, этим людям можно очень посочувствовать, но и с надеждой, что, в конце концов, свет-то будет.

– Когда-нибудь это кончится. И это будет вовсе не светопреставление, а наоборот?

– Нет-нет, наоборот, – световозрождение!
XS
SM
MD
LG