Ссылки для упрощенного доступа

Китаю нужен технологический прорыв


Ху Цзиньтао и Барак Обама, Вашингтон, 19 января 2011 г
Ху Цзиньтао и Барак Обама, Вашингтон, 19 января 2011 г
Американо-китайская встреча в верхах, прошедшая в Вашингтоне, подтвердила имидж Китая, как страны, выступающей на равных с Соединенными Штатами в качестве экономической силы. Однако экономисты предупреждают, что китайское экономическое чудо зиждется на зыбком фундаменте.

Нобелевский лауреат в области экономики, обозреватель "Нью-Йорк Таймс" Пол Кругман назвал визит китайского премьера, встреченного в Белом доме с подчеркнутым уважением, "дерзким предупреждением": "Губительная финансовая политика Пекина чревата полномасштабным экономическим кризисом, – считает Кругман, – и, вполне возможно, очень скоро". Фантастический экономический рост, стимулируемый почти неограниченным доступом к кредиту и искусственным удешевлением юаня, уже вызвал в стране, по мнению американского экономиста, значительную инфляцию, истинные масштабы которой скрываются. Нерешительные попытки властей сдержать ее рост проваливаются из-за установки на дешевый юань. С каждым месяцем ситуация усугубляется. "Наша самая новая экономическая супердержава вполне может быть на пути к экономическому кризису, в числе побочных жертв которого окажется весь мир", – заключает свой комментарий нобелевский лауреат, экономист Пол Кругман.
Удорожание ресурсов приводит к росту стоимости горючего, продовольствия, производства и рывку инфляции, который усиливается тем, что юань остается искусственно ослабленным

Профессор экономики Маршалл Голдман высоко оценивал экономическую стратегию Китая, особенно в сравнении с другими развивающимися странами, например, Россией. Изменились ли его взгляды на, так сказать, перспективы китайского экономического чуда сегодня?

– У Китая могут возникнуть проблемы, вызванные монетарной политикой, но я сомневаюсь, что дело дойдет до кризиса. Хотя последствия искусственного удешевления Китаем своей валюты при неудачном стечении обстоятельств действительно могут привести к болезненным последствиям – и для Китая, и для мира. В чем заключалась задача китайской монетарной стратегии? Китайцы пытались создать условия, в которых китайская рабочая сила в контексте мировых цен остается самой дешевой. Этого им до недавних пор удавалось добиться. Но у них нет контроля над стоимостью природных ресурсов. Удорожание ресурсов приводит к росту стоимости горючего, продовольствия, производства и рывку инфляции, который усиливается тем, что юань остается искусственно ослабленным. И последние данные говорят о том, что труд в Китае дорожает. Производство многих простейших товаров становится невыгодным. Фирмы начинают переводить производство во Вьетнам, Индонезию, даже Мексику. То есть китайцам грозит возрастающая конкуренция.

– Но вы не согласны с мнением Пола Кругмана о том, что монетарная политика Пекина может в обозримом будущем ввергнуть страну в кризис?

– Вероятность этого всегда остается, хотя у китайцев остается достаточно резервов, чтобы предотвратить такой ход событий. Пока я склонен трактовать сомнения в их пользу. В течение трех десятилетий они доказывали свою способность обеспечивать условия для экономического роста. И в этом им помогала сохранившаяся там командная система управления. Я подозреваю, что они смогут разрешить проблемы, связанные с монетарной политикой. Что им пока явно не удается – это достичь технологического прогресса, а их будущее зависит от этого. Пока Китай, образно говорят, берет не умением, а числом, бросает на решение задач дешевые рабочие руки, а не технологии.
До тех пор, пока Китай не ослабит политические путы, не обеспечит политической свободы для своих граждан, он будет обречен на проигрыш в конкуренции с Западом

Дэниел Айкинсон из Вашингтонского института имени Катона считает, что Китай может столкнуться с серьезнейшими экономическими трудностями, имеющими, впрочем, мало отношения к манипуляциям с курсом китайской валюты:

– Финансовый "пузырь" не обязательно станет причиной будущих проблем. На мой взгляд, Китай после трех десятилетий их удивительного экономического роста исчерпал свой главный запас роста, который заключался в почти неограниченной, крайне дешевой рабочей силе. Китайцы создали легкую промышленность, удовлетворившую мировой спрос на простые товары. Но следующий шаг – к более высокому уровню промышленного развития, созданию своих собственных брендов, индустрии высоких технологий – им совершить не удается. Во-первых, в стране нет традиций, а во-вторых, авторитарное общество с его неуважением к праву частной собственности, в том числе интеллектуальной собственности, не способно создать почву для инновационного скачка. Китаю требуется культура творческого предпринимательства. До тех пор, пока Китай не ослабит политические путы, не обеспечит политической свободы для своих граждан, он будет обречен на проигрыш в конкуренции с Западом.

– То есть, вы считаете, что предсказания о том, что в недалеком будущем Китай превратится в главную экономическую державу, преждевременны?

– Скорее всего. 10-процентный ежегодный рост в течение 30 лет выглядит потрясающим достижением, если не вспоминать, с чего все начиналось. С нуля! 30 лет назад Китай экономически находился на уровне беднейших африканских стран. Да и сейчас в пересчете национального продукта на душу населения КНР находится в числе бедных стран. И если китайцам не удастся совершить технологический прорыв, то развитие страны сильно замедлится, – уверен Дэниел Айкинсон.

Американские комментаторы считают, что вашингтонская встреча Барака Обамы и Ху Цзиньтао принесла политические дивиденды обоим лидерам. Американский президент обеспечил американским компаниям значительные контракты на экспорт своей продукции в Китай, которые приведут к созданию рабочих мест в США. Он добился от гостя обещания оказать давление на северокорейский режим. Для председателя правительства Китая бесценными были признаки подчеркнутого уважения, продемонстрированные Соединенными Штатами. Но объективной мерой уровня отношений между двумя странами станет их способность или неспособность уберечь и себя, и мир от новых экономических потрясений.
XS
SM
MD
LG